Возможные проблемы с лактацией и как с ними справиться
Если вы недавно кормите грудью, то, возможно, у вас время от времени возникают затруднения. И тогда процесс лактации начинает казаться вам не таким уж приятным. Не волнуйтесь: все поправимо. О том, как справиться с самыми частым проблемами кормящих мам, рассказала известный врач-маммолог, автор и ведущая медицинских программ на радио и ТВ Марина Травина.
Когда мама только начинает кормить грудью своего малыша, у нее обязательно появляются вопросы, связанные с лактацией. А иногда возникают затруднения, с которыми женщина не в силах справиться самостоятельно. Какие самые распространенные проблемы кормящих мам и как их решить, нам рассказала врач-маммолог, кандидат медицинских наук, автор и ведущая медицинских программ на радио и ТВ Марина Львовна Травина.
Застой грудного молока или лактостаз
Лучше об этом знать только теоретически! Тем не менее, это может случиться у любой женщины и на любом этапе кормления. В мягкой молочной железе вдруг появляется участок плотности: молоко вырабатывается, но его выход из определенной дольки молочной железы заблокирован. У лактостаза неприятные симптомы: боль и отечность груди, озноб, повышение температуры. Те, кто столкнулся с этой проблемой, не всегда знают, куда обращаться за помощью. Вызов специалиста может стоить дорого, а прием у гинеколога, как правило, ограничен по времени.
Здесь главное понимать — что делать. Мой совет: изучите все материалы о том, как бороться с лактостазом, еще во время беременности. После рождения ребенка вам будет некогда, и тогда больше шансов, что вы растеряетесь в такой ситуации. Есть видеоматериалы, посвященные проблеме, на эту тему также написаны статьи и книги.
Из книги Марины Травиной «Грудное вскармливание: инструкция для молодых мам». «Помните: у вас есть пара дней на самостоятельное решение проблемы. Не отменяйте грудного вскармливания и не теряйте времени в очереди к врачу! Следуйте простому и четкому алгоритму: разогреваем грудь теплым душем или грелкой — до кормления, кормим, а при сохранении плотности после кормления используем холод. Прикладываем ребенка к проблемной груди подбородком к уплотнению. Не забывайте, что грудное вскармливание — это главное лечение лактостаза, а панике места нет!».
Подчеркну: на самостоятельные маневры вам отводится не более двух дней, а потом стоит показаться врачу и сделать УЗИ.
Недостаток грудного молока или гипогалактия
Обратная проблема — недостаток грудного молока (это называется гипогалактия). Некоторые мамы признаются, что бросили кормить грудью потому, что у них закончилось молоко. Но этой ситуации можно не допустить.
С чего нужно начать. Ну, во-первых, вы уверены, что малышу действительно не хватает молока?
• Если маме кажется, что ее новорожденный ребенок писает недостаточно часто, и она меняет подгузники меньше 10 раз в день, то на это стоит обратить внимание. • Если новорожденный ребенок между кормлениями в среднем спит меньше трех часов, то здесь тоже стоит задаться вопросом: достаточно ли у вас молока?
Если же малыш спит по 3 часа и часто писает, то поводов для волнений нет.
Врач-маммолог, кандидат медицинских наук
Марина Травина
Мой совет: изучите все материалы о том, как бороться с лактостазом, еще во время беременности. После рождения ребенка вам будет некогда, и тогда больше шансов, что вы растеряетесь в такой ситуации.
Итак, молока действительно не хватает. Тогда вот что нужно предпринять:
Перед кормлением немного разогрейте грудь. Либо сходите в душ, либо минут на 15 положите теплую грелку на ту молочную железу, которая сейчас будет участвовать в лактации. Затем немного разомните грудь, чтобы из молочной железы полилась небольшая струя. После этого сразу прикладывайте к ней своего ребенка. Зачем это нужно? Ребенок тратит определенные усилия на то, чтобы у вас началась лактация. И тогда у него не хватает сил на то, чтобы высасывать из дальних отделов молочной железы достаточное количество молока и тем самым стимулировать лактацию.
Ребенок пьет молоко в течение 20-30 минут. Не надо держать его на груди целыми днями: и вы устанете, и сосок повредится, это тупиковый путь. После того, как ребенок поест, в течение 5 минут стимулируйте свою грудь, доцедите из нее молоко. Когда вы предложите малышу эту грудь в следующий раз, в ней молока будет уже больше. Попробуйте таким способом простимулировать лактацию в течение 2-3 дней.
Также помогают кружки теплого напитка перед кормлением. Именно до, а не после.
Самое главное — помните: чем больше мама переживает о том, что у нее пропадет молоко, тем к большим проблемам это приводит. Все просто: чем больше ребенок сосет грудь, тем больше молока образуется в молочной железе. Боитесь, что ребенку не хватило молока в последнее кормление? Ничего страшного, он получит достаточно в следующее кормление.
И второй важный момент: даже если вы начали принимать препараты для прекращения лактации, но потом передумали и решили возобновить грудное вскармливание, то даже в этом случае грудь можно расцедить. Главное — желание кормить грудью и мотивация со стороны мамы.
Психобиодинамика для беременных: «Будущая мама ощущает такую легкость, будто у нее нет живота»
В известном фильме «Чего ждать, когда ждешь ребенка» с юмором показана ситуация, которую мы часто наблюдаем в жизни. Две родственницы забеременели примерно в одно время. И вот, одна с удовольствием плавает в бассейне, занимается йогой и наслаждается жизнью. А другая страдает то от токсикоза, то от одышки, то от больной спины. Одна рожает в течение часа, другая проводит в родах сутки. Состояние беременности все переживают по-разному. И, конечно, многие из нас больше похожи на вторую героиню, чем на первую. Однако в наших силах — максимально облегчить свое состояние во время беременности и даже получать от него удовольствие.
Как этого добиться, нам рассказал психолог и доктор остеопатии Михаил Львович Долгинов. Он разработал собственный авторский метод работы с пациентами под названием психобиодинамика.
Наше «объемное и целостное» здоровье или что такое психобиодинамика
В чем заключается метод психобиодинамики? В том, что я работаю с организмом человека как с единством. То есть, с единством его ментальной деятельности (жизни ума), психологического состояния и состояния тела. Это подход с трех сторон.
Как это происходит? Возьмем для примера работу с осанкой. Обычно с ней работают просто как с позой тела. Но мы смотрим на то, что помогает этой позе тела сформироваться. Ведь на осанку влияют и качество ментальной деятельности (состояние ума), и внутреннее состояние человека(психологический баланс), и состояние его тела. Если в теле скапливается напряжение, это ведет к гипертонусу скелетно-мышечной системы и дисбалансу других органов и систем. Если человек находится в хроническом стрессе, то его грудная клетка закрыта. Она не может вдохнуть полостью, и человек живет «на выдохе», страдая от гипоксии. Это сказывается на осанке.
Результат стресса всегда есть в теле. И он очевиден для телесно-ориентированного специалиста. Тело так устроено — оно «проявляет» нашу внутреннюю жизнь. Это и есть психосоматический рефлекс — когда тело реализует, доводя до физического плана, наши внутренние задачи. В том числе, оно выражает наше напряжение. Если есть внутреннее напряжение — значит, и тело напряжено.
А я умею это напряжение снять. Помочь телу, уму и сердцу освободиться от тяжести. Собраться в лучшем, более свободном и сбалансированном состоянии. Тогда всему единому и целостному организму становится легче.
А дальше эта сложная система под названием «человек» начинает сама «собираться своедино», синхронизирует свои внутренние ритмы. Мы помогаем этим процессам в начале, но затем они идут самостоятельно. Вообще, есть правило у остеопатов: сделай на 60% и отпусти. Доверь дальнейшее саморегуляции живого организма. Мы всегда с ней в контакте и в диалоге работаем.
Боли в спине у беременной
Чем больше живот у беременной, тем больше идет нагрузка на поясницу, тем больше тело смещается вперед. Это простые законы физики работают. Передняя часть тела всё больше «перевешивает» заднюю. Возникает такое «падение вперед», которое компенсируется за счет напряжения разных групп мышц. и, прежде всего, поясничного отдела. Но эту нагрузку можно минимизировать.
После моей работы весь живот, включая и ребеночка внутри, освобождается от накопившегося в тканях напряжения, расслабляется. Начинают свободнее дышать все его ткани. И главное — становится легче, свободнее и мягче там внутри располагаться малышу.
Разница для него бывает примерно такая, как лежать в зажатом положении на камнях или свободно расположиться на мягкой перинке.
И когда ко мне на сеанс приходят беременные женщины, то всегда происходит одна и та же интересная вещь. Будущая мама встает после сеанса с кушетки и начинает автоматически искать руками свой живот. Его состояние настолько меняется, что в привычных ее ощущениях он совершенно исчезает! Только что он был, она его чувствовала спереди тяжелым, надутым и немножко тянущим вниз.
И вдруг он стал на удивление легким и свободным.
Другие причины дискомфорта у беременной
Вообще, причин дискомфорта у беременной может быть множество. Основные причины чрезмерной нагрузки на организм можно разделить на три уровня. Мысли бывают тяжелые. И внутреннее состояние не легче. Да и само тело человек часто перегружает, не умея его слушать.
В частности, беременные женщины порой подвержены влиянию со всех трех сторон. И мысли разные их пугают, и внутренне они находятся в состоянии стресса. И с телом часто не в достаточном контакте, диалоге находятся. Моя задача — во всем этом разобраться и помочь двум людям — будущей маме и малышу в ее животе. Чтобы легче и радостнее стало у будущей мамы на душе. И чтобы собраннее, свободнее и энергичнее стало тело.
Также навыки остеопатической работы дают возможность непосредственно работать через ткани живота мамы с ребеночком внутри. Один из моих сертификатов — по остеопатической работе с беременными и новорожденным. В процессе получения остеопатического образования я проходил дополнительный курс, где нас обучали этому французские остеопаты с мировой известностью.
Моя работа с ребенком внутри очень нежная и аккуратная. Выглядит и ощущается она как искусство легких прикосновений с удивительным по силе жизни в нем результатом.
Дискомфорт во время беременности
С какими еще запросами работает психобиодинамика?
Я по одному из своих образований доктор остеопатии. А остеопатов чаще всего представляют почему-то как тех, кто лечит кости.
Что-то вроде костоправов. И обращаются, когда есть проблемы, например, со спиной. На самом деле, остеопатия объемно и целостно занимается всем единством живого организма, в том числе, всеми его внутренними органами и системами.
Конечно, я владею и всеми техниками из арсенала мануальных терапевтов и костоправов. Кстати, с беременными эти так называемые прямые техники применять не рекомендуется. Есть значительно более мягкие и совсем не травматичные, в отличие от первых, способы работы руками. Однако ко мне можно обращаться в любых ситуациях, связанных со здоровьем.
По другому образованию я психолог. Восстановление психологического баланса я считаю частью помощи единому организму.
Здесь я работаю и с внутренним состоянием, и с качеством ментальной деятельности. Разве можно помочь телу человека, если весь его организм находится в состоянии хронического стресса? Нет. Сначала надо из стресса вывести, дать человеку почувствовать себя в своем теле и в своей жизни дома «в своей тарелке», как говорится. Расслабиться, раскрыться, и задышать спокойнее. Почувствовать, что все хорошо, и ничего лично ему не угрожает. Эту задачу мы успешно решаем.
Сколько сеансов нужно, чтобы почувствовать желанную легкость?
Каждый сеанс, можно так сказать, самодостаточный. На каждом я стараюсь сделать максимум возможного. Но надо понимать: то, напряжение, которое организм человека копил долгое время, не вывести за 40 минут. Никакой организм не выдержит таких резких изменений. Саморегуляция, его «внутренний врач», как ее называют остеопаты, просто не позволит этого сделать. А мы с этим внутренним врачом всегда работаем только вместе и в полном контакте.
Тем не менее, каждый раз мы делаем все на сейчас возможное для освобождения и восстановления баланса. Человек всегда чувствует, что ему стало легче и свободнее. При этом часть приема, как правило, посвящена обучающей работе. Мне важно, чтобы человек сам научился поддерживать свой баланс.
Замечу здесь, что гигиена нужна не только тогда, когда речь идет о питании. Также, особенно в трудные времена, для поддержания себя в здоровом, конструктивном и творческом состоянии, нужны гигиена мышления и гигиена внутренних состояний. Я стараюсь помочь пациенту научиться более качественно работать со своим мышлением. Не думать тех мыслей, от которых привычно перегружается и перестает хорошо работать голова. Научиться быстрее выходить из тех внутренних состояний, в которых он на самом деле не живет, но которые бессмысленно пережигают остатки его ценнейшей для жизни психической энергии.
Групповые занятия по психобиодинамике — что это такое?
Такие занятия будут интересны и полезны тем, кто хочет научиться самостоятельно работать над улучшением качества своего баланса.
Баланса между ментальной деятельностью, психологическим состоянием и кинестетическим чувством тела. На языке науки он называется балансом ментально-психо-соматического единства организма. Что, в том числе, проявится и в красивой осанке.
Самое, пожалуй, удивительное и интересное, чему мы учимся на практике — работа собственным состоянием.
Дело в том, что, благодаря влиянию силы своего внутреннего сбалансированного состояния и настройке качественного контакта, мы можем привнести баланс и в ту среду или тому объекту, с которыми взаимодействуем.
Притча о китайском «вызывателе дождя»
Об этом писал и Юнг в одной из своих книг, приводя узнанную им историю о китайском «вызывателе дождя». История такова. В одном китайском селении была засуха, которая длилась несколько лет. Жители узнали, что где-то есть старик, которого называют вызывателем дождя. Поехали за ним, уговорили и привезли. Он попросил предоставить ему тихую хижину на краю селения, миску риса в день и довольно большую по тем меркам сумму денег за результат. После чего ушел к себе и укрылся на несколько дней в хижине. А потом собрались тучи и грянул долгожданный ливень.
Все стали приставать к старцу с вопросами, как ему удалось совершить такое чудо и вызвать дождь на их иссохшие поля.
Он ответил им: «Я старый человек — посмотрите на меня. Разве я похож на того, кто управляет стихиями? Но я могу управлять своим внутренним состоянием и достиг в этом мастерства. Я приехал к вам в привычном мне состоянии баланса. И тут у вас сразу почувствовал себя не в норме. Несколько дней у меня ушли на то, чтобы привести себя в состояние известной мне энергетической и физической нормы. И как только я снова был в порядке, здесь пошел дождь. Потому, что это тоже была норма для вашей земли и вашей природы.
Такую крупную сумму я запросил потому, что человек я уже не молодой. Это большая нагрузка для меня: снова столько времени трудиться над давно решенной во внутреннем мире задачей — привести себя в простое состояние нормы».
То есть, зная собственное состояние баланса , передаешь это состояние другому живому организму или явлению напрямую. Этим мы на практике и на наших семинарах/вебинарах и занимаемся.
Секреты психолога: как найти контакт с ребенком
Вы чувствуете, что ваш ребенок чем-то обеспокоен или опечален и не знаете, как начать с ним разговор? Американский детский психолог Кеннет Бэриш советует рассказать малышу личную историю.
«Как детский психолог я советую родителям говорить со своими детьми о собственном опыте, — отмечает Бэриш. — Особенно хорошо это действует, когда дети переживают, в чем-то разочаровываются или грустят. Личные истории полезны, например, когда ребенок беспокоится о своем первом дне в школе или летнем лагере. Тогда, когда он рассорился с другом, или когда в семье кто-то умер».
Рассказывать детям личные истории — важная практика во многих культурах. Часто это рассказы об опасностях, которых следует избегать, или о чьих-то достоинствах, которыми стоит восхищаться.
“Я не хочу, чтобы младший брат спал в моей комнате”
«Я осознал ценность личных историй, когда нашей дочери Рэйчел еще не исполнилось 3 лет, а у нас родился сын Дэн, — рассказывает психолог. — Малыш несколько месяцев спал в люльке в нашей спальне. Потом пришло время ему делить комнату с сестрой. До этого Рэйчел, казалось, была довольна своей новой ролью старшей сестры и не проявляла особой ревности. Но в ту ночь, ложась спать, она сказала мне: “Я не хочу, чтобы младший брат спал в моей комнате”.
Я подумал, что эту проблему легко решить. Я сказал Рэйчел, что понимаю ее чувства. Сейчас мы не можем уделять ей столько внимания, сколько до рождения ребенка. Эта комната раньше принадлежала только ей, а теперь нет. Рейчел спокойно выслушала мои рассуждения. Когда я закончил, она ответила: «“Я по-прежнему не хочу, чтобы младший брат спал в моей комнате”».
И вот здесь, по словам Бэриша, ему помогла личная история. Он рассказал дочке о том, как в детстве спал в одной комнате со своими двумя братьями. Девочка слушала с большим вниманием, быстро успокоилась и заснула. А затем в течение нескольких месяцев просила папу перед сном рассказать ей о том, как он был маленьким мальчиком и жил вместе с дядей Бобом и дядей Стивом. Это было что-то вроде сказки на ночь. И, конечно, Рейчел согласилась делить комнату с братишкой.
«Именно этот разговор я часто имею в виду, когда рассказываю, как помочь детям справиться с трудностями взросления, — подчеркивает Бэриш. — Им очень полезно знать: мы понимаем, что они чувствуют, потому что у нас тоже были эти чувства. Мы должны донести до своих детей, что тоже страдали от разочарований, обиды или отчаяния. Затем мы можем поговорить с ними о том, как мы все это преодолели. И сказать им, что они тоже обязательно все преодолеют».
Как это сделать?
Например, вы можете сказать: «Да, я знаю, как это неприятно, когда другие дети не берут тебя в игру. Я тоже расстраивался и злился, когда со мной такое случалось». Многие малыши реагируют на эти утверждения с удивлением: «Неужели у тебя тоже так было!?» Ну, конечно, было. Такое случается почти со всеми.
Другие ученые также подчеркивают важность личных историй в сфере воспитания детей. Психологи Маршалл Дьюк и Робин Фивуш вместе со своими коллегами из Университета Эмори в Атланте опубликовали научную работу на эту тему. В процессе исследований маленькие респонденты отвечали на ряд вопросов. Таких как: «Вы знаете, как познакомились ваши родители?» и «Вы знаете, где выросли ваши бабушки и дедушки?». Выяснилось, что дети, которые знают историю своей семьи, чувствуют себя более уверенно и отличаются более позитивным взглядом на мир.
«По моему опыту, для родителя (или детского терапевта) просто нет лучшего способа привлечь внимание маленького ребенка и оказать ему эмоциональную поддержку, чем поделиться личной историей», — делает вывод Бэриш.