Совместный сон мамы и ребенка: навредит или поможет?
Нужно ли маме спать рядом со своим малышом? Какие есть "подводные камни" у совместного сна? Почему некоторые дети засыпают легко и быстро, а других по полночи приходится успокаивать?
Как спать с ребенком — вместе или раздельно? Что делать, если он все-таки просится к маме в кровать? Есть ли способ полюбовно решить эту проблему: чтобы и маме с папой было комфортно, и ребенку — не страшно? Обо всем этом я расскажу с точки зрения новейшей психологии естественно-психического направления.
Все зависит от того, какой была беременность
Ощущение безопасности – это базовая потребность всех, в том числе детей. И она закладывается именно во время беременности.
Если ребенка ждали и любили еще в утробе матери, то рождаясь, он не нуждается в подтверждении материнской и отцовской безусловной любви. Он спокойный, не просится все время на ручки. Ему не нужно спать в одной кровати с родителями: он просто не чувствует в этом потребности.
Но если малыша не ждали, если, узнав о беременности, долго рассуждали о том, оставлять или прерывать, все не так уж просто. Проблемы будут, если во время беременности женщина была вовлечена в конфликты или постоянно испытывала негатив: страхи, тревожность, обиды. В этих случаях новорожденный малыш будет нуждаться в подтверждении того, что он нужен в этом мире, что его будут защищать.
Вера Янышева Психолог, психотерапевт
КОГДА У РЕБЕНКА НАСТУПАЕТ ПЕРВЫЙ КРИЗИС ЛИЧНОСТИ, В ЕГО ОКРУЖЕНИИ НИЧЕГО МЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ: НЕ ТОЛЬКО КОМНАТУ ДЛЯ СНА, НО И ДАЖЕ ПРИЧЕСКУ МАТЕРИ.
Про совместный сон я скажу чуть ниже, а здесь уточню, что закрывать базовую потребность в безопасности нужно и во время бодрствования. Таким детям нужно до трех, а лучше до пяти лет подтверждать, что вы их любите (обнимать, целовать), что они вам нужны, что вы будете их лелеять и, самое главное, защищать.
Полежите с ребенком, почитайте с ним книгу, поговорите. Как можно чаще обнимайте своего малыша, рассказывайте ему о своей любви. Если же он плачет, обнимите и не отпускайте его, пока он не успокоится.
Когда ребенок почувствует себя в безопасности, он сам отправит вас в свою кровать и спокойно уснет.
До 2 лет можно спать вместе
Если родителям так спокойнее, первые два года жизни малыша его кроватка может стоять рядом с постелью родителей, как в родильном доме. Позже, если ребенок готов, если закрыта его потребность в безопасности и у него нет страха темноты, ему лучше спать в отдельной комнате.
С психологической точки зрения важно спать именно не на разных кроватях, а в соседних комнатах. Интимная близость для жены и мужа – важная часть брака, но ребенок не должен иметь возможность даже случайно это увидеть. Иначе у него будет сексуальная психотравма.
Не стоит думать, что младенцы ничего не понимают: они только говорить не могут, но они все ощущают и чувствуют.
Почему только до 2 лет?
С 2,5-3 лет и до 4 у ребенка наступает первый серьезный кризис личности под названием «Я сам». В это время в окружении ребенка ничего менять нельзя: не только комнату для сна, но и даже прическу матери.
Если кроватка стояла рядом с родительской или даже малыш спал вместе мамой и папой до 2,5 лет, придется поддерживать такой же порядок до четырех лет. При этом важно всячески показывать ребенку свою любовь, заботу. Тогда он не будет рассматривать отдельную комнату как наказание.
А если он просится обратно?
Если ребенок не желает спать отдельно, это говорит об одном: его потребность в безопасности не удовлетворена. Тогда он капризничает, плачет, просится в родительскую кровать. Но делает он это не потому, что он какой-то «неправильный» или «плохой». И дело даже не в том, что он хочет именно с мамой спать. Просто он отражает внутреннее состояние родителей, чаще — тревогу, беспокойство или страх мамы.
Вы можете сами провести диагностику и увидеть, что у ребенка — ваша тревожность, ваше внутреннее напряжение. Заметьте, не ведет ли себя малыш с разными членами семьи по-разному? Например, если с дедушкой и бабушкой или в детском саду он спокойный, контактный, а дома с мамой — он бесится, капризничает, «стоит на голове»? Или, если речь идет о ребенке до 3 лет, именно при маме у него «все время какие-то проблемы»: то на пустом месте плачет, то животик болит, то заснуть он никак не может?
У меня был случай в практике. Ребенок родился спокойным, достаточно спал, хорошо развивался. Но тут вдруг — развод. Мама берет дочку и уезжает с ней к своей матери. Когда они, через время, возвратились домой, малышку будто подменили. Она перестала идти к другим родственникам, плакала, все время пряталась за маму. Психика женщины, получившей такой стресс, привязала к себе ребенка. Образовалась симбиотическая связь.
Как исправить ситуацию
Чтобы избавиться от симбиотической связи, не стоит жестко изгонять ребенка из родительской кровати. Так вы только нанесете ему дополнительную психологическую травму.
Чтобы ребенок не просился в вашу постель, нужно проработать весь негатив, который скопился в подсознании у родителей — естественно-психическим методом. Как только уйдут родительские страхи, тревоги, внутренние напряжения, ребенок успокоится. Он сам попросится спать отдельно, перестанет паниковать перед разными, ранее пугавшими его, ситуациями. Жизнь в семье станет гармоничной.
В идеале, психотерапию нужно проходить еще до беременности – отдельно будущей маме, отдельно будущему папе. Если тревожность и внутреннее напряжение подступили во время ожидания ребенка, вам тоже поможет эта терапия. Сработает метод и уже после родов — сколько бы лет ни было вашему малышу.
И все-таки — вместе или раздельно?
Ответ кроется в нашем методе, в новой психологии естественно-психического направления. Это психология, которая не просто отвечает на этот вопрос: «в этом случае спите раздельно, а в этом — только вместе». Она реально помогает разрешать все вопросы и для мамочек, и для детей.
Дорогие родители маленьких детей! Слушайте не свой ум, а свое сердце. Поступайте так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами, когда вы плакали. Ведь единственный из всех видов, кто абсолютно не приспособлен к жизни с момента рождения — это человеческое дитя. Именно наши дети нуждаются в удовлетворении не только их физиологических потребностей, но и потребностей психологических — в любви, ласке, ощущении нужности и безопасности.
«То, что даете ребенку, сначала опробуйте на его папе»: советы по питанию детей от 0 до 3 лет от эксперта
О том, как вводить малышу прикорм, написаны, наверное, тома литературы. Об этом же можно почитать на сотнях сайтов. А вот информации о том, что родителям делать дальше, в сети не так много. К примеру, чем рацион годовалого ребенка отличается от рациона двухлетки? Когда ребенка пора переводить на взрослый стол? И вообще, какие основные правила питания малышей от рождения до трех лет? Ответы на эти вопросы мы получили у ведущего научного сотрудника лаборатории возрастной нутрициологии Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи, доктора медицинских наук Марии Владимировны Гмошинской.
Основные правила питания детей от 0 до 3 лет
Питание ребенка от 0 до 12 месяцев
В этот период жизни малыша родителей особенно интересует, во сколько месяцев нужно вводить ему прикорм. По мнению современных педиатров, наиболее подходящее время для этого — 4-6 месяцев.
Если младенец на искусственном вскармливании, то дополнительное питание ему можно давать уже в 4 месяца. Но даже если он находится исключительно на грудном вскармливании, то желательно начать вводить прикорм уже в 5-5,5 месяцев.
Исследования, которые проводились в Национальном медицинском исследовательском центре Здоровья Детей, показали: даже у тех малышей, которых мама кормит только грудью, к 6 месяцам запасы железа уменьшаются. Из-за этого нередко развивается анемия. Так что, лучше немного поторопиться с прикормом.
[caption id="attachment_11761" align="alignnone" width="800"]Питание детей до года – календарь введения прикорма[/caption]
В год у вашего ребенка в рационе уже хороший набор продуктов: овощные и фруктовые пюре, соки, мясо, яйца, рыба, крупы, творожки, биойогурт и кефир, сухарики. Желательно, чтобы основную часть меню малыша в этот период составляли все-таки баночные пюре, пюре промышленного выпуска. Сырье для детского питания проходит строжайший отбор, и магазинные пюре принесут ребенку только пользу. Домашние тушеные овощи и мясо лучше вводить в рацион чуть позже.
Потихоньку можно уже начинать переводить малыша на общий стол. Но только при условии, что вы сами соблюдаете принципы здорового питания. Поделитесь с ребенком гречневой кашей или отварной капустой брокколи.
Пара слов о детской воде
Мамы иногда спрашивают: обязательно ли покупать детскую воду или можно кипятить обычную и давать ее ребенку? Конечно, если малыш выпьет кипяченой воды, то ничего страшного не случится. Но зачем вам это? Детская вода проходит государственную регистрацию. Она лучше очищена и вообще гораздо лучшего качества, чем кипяченая вода из-под крана.
На этикетке у детской воды обычно указано, что ее тоже нужно кипятить через три дня после того, как вы ее открыли. С чем это связано? Дело в том, что в пластмассовых бутылках долго хранить воду нельзя. Лучше всего купить бутылку объемом 0,5 литров – малыш ее выпьет за один день.
На что обратить внимание при выборе кисломолочных продуктов
Кисломолочные продукты — творожки, биойогурты, кефир — появляются в рационе малыша раньше года. Но вы можете давать их малышу до школьного возраста и позже. На что стоит обратить внимание: творожки лучше покупать без фруктовых наполнителей, чтобы не добавлять малышу лишнего сахара в рацион.
[caption id="attachment_2960" align="alignnone" width="900"]Вода для детей[/caption]
Питание ребенка от года до двух лет
Начиная с года, можно время от времени давать ребенку белковые омлеты на пару (лучше без желтка, а желток добавьте в кашу), салаты, натертые на мелкую терку, паровые котлетки, фрикадельки. Не стоит покупать фарш для котлет в магазине, если вы не уверены в его качестве, лучше сделайте заготовку сами. Можно смешать индейку с говядиной, чтобы котлетки получились мягкими. Есть и еще одна хитрость: они будут особенно вкусными, если вместо хлеба добавить сырой тертый картофель.
Питание ребенка в два года отличается от питания ребенка в год, в основном, консистенцией блюд. В год ваш малыш еще не умеет хорошо жевать, у него пока мало зубов, так что кусочки должны быть маленькие, хорошо проваренные. Если предлагать ему крупные кусочки пищи, то он может подавиться. А к двум годам кусочки покрупнее давать можно и нужно. Ребенок в это время уже «зубастый», к тому же, перепробовал много новой еды — например, с маминой тарелки «умыкнул».
Детям всегда интересно то, что лежит у вас на тарелке. К примеру, если там колбаса, то он потянется к ней просто потому, что ему понравится цвет или форма. Это для него что-то новое. И отобрать «добычу» у малыша потом почти невозможно — этот маленький «охотник» будет за нее бороться, у него хорошо развиты инстинкты. Поэтому лучше всегда следить за тем, что вы едите в присутствии ребенка.
Продолжайте давать малышу баночные пюре. Есть детское питание, на котором указано, что его можно вводить в рацион с 9 месяцев, есть и такое, которое рекомендуют давать с года, полутора лет. Это готовые обеды, в них уже добавили крупные кусочки, и малыш сможет учиться жевать твердую пищу.
Как долго можно давать ребенку детские каши?
Детские каши вы можете давать ребенку хоть до старости. При этом крупы все равно должны быть в его рационе — гречка, овсянка, перловка, рис. Их можно добавлять в гарниры. С двух лет лучше давать малышу обычные «взрослые» каши, а детские держать про запас — на случай, если у вас нет времени готовить.
Сейчас детям очень рано начинают давать кондитерские изделия — в два года, а иногда и раньше. Зачем? Есть же специальные сладости для малышей — детское печенье, фруктовые батончики. Немного сахара можно добавлять в компот, в кашу. В рационе малыша сладкого достаточно — сахароза есть во фруктах.
Раньше трех лет не стоит давать ребенку шоколад, особенно горький. В нем высокое содержание какао. В результате ребенок перевозбудится и не захочет в положенное время спать — будет кричать, бегать по комнате.
Конфеты тоже лучше давать с трех лет. Они содержат карамель, которой двухлетка может подавиться. Леденец на палочке малышу в два года уже можно, но не на постоянной основе. Лучше каждый раз устраивать из поедания леденца маленький праздник.
Отличный выбор — сезонные фрукты: малина, клубника, земляника. Можете предложить ребенку и замороженные фрукты – смузи из них сделайте, например. Это гораздо полезнее, чем любые кондитерские изделия.
Питание ребенка от двух до трех лет
Постепенно рацион малыша расширяется. Ближе к трем годам его уже можно угостить и соленой рыбой (конечно, в меру) — например, кусочком селедки. Икру предлагать не стоит, если вы живете не на Камчатке — в магазинных банках содержатся консерванты. Лучше пусть малыш пропьет рыбий жир, в нем много полезных кислот Омега-3.
Щадящая термическая обработка блюд остается вплоть до 7-летнего возраста. То есть, жареное ребенку давать не стоит, лучше потомите овощи или мясо под крышкой.
В три года у ребенка уже фактически взрослый стол, а значит, вам по-прежнему нужно следить за тем, что вы едите сами.
Главное правило, о котором стоит помнить, очень простое. Еда у трехлетних детей должна быть вкусной — добавьте в нее сливочное масло (в ограниченных количествах), лучку, чесночку, укропа, петрушки, базилика. Проверить, насколько хорошо у вас получилось блюдо, легко: дайте попробовать его мужу. Если он ест с удовольствием, значит, и малышу такая еда подходит!
Психобиодинамика для беременных: «Будущая мама ощущает такую легкость, будто у нее нет живота»
В известном фильме «Чего ждать, когда ждешь ребенка» с юмором показана ситуация, которую мы часто наблюдаем в жизни. Две родственницы забеременели примерно в одно время. И вот, одна с удовольствием плавает в бассейне, занимается йогой и наслаждается жизнью. А другая страдает то от токсикоза, то от одышки, то от больной спины. Одна рожает в течение часа, другая проводит в родах сутки. Состояние беременности все переживают по-разному. И, конечно, многие из нас больше похожи на вторую героиню, чем на первую. Однако в наших силах — максимально облегчить свое состояние во время беременности и даже получать от него удовольствие.
Как этого добиться, нам рассказал психолог и доктор остеопатии Михаил Львович Долгинов. Он разработал собственный авторский метод работы с пациентами под названием психобиодинамика.
Наше «объемное и целостное» здоровье или что такое психобиодинамика
В чем заключается метод психобиодинамики? В том, что я работаю с организмом человека как с единством. То есть, с единством его ментальной деятельности (жизни ума), психологического состояния и состояния тела. Это подход с трех сторон.
Как это происходит? Возьмем для примера работу с осанкой. Обычно с ней работают просто как с позой тела. Но мы смотрим на то, что помогает этой позе тела сформироваться. Ведь на осанку влияют и качество ментальной деятельности (состояние ума), и внутреннее состояние человека(психологический баланс), и состояние его тела. Если в теле скапливается напряжение, это ведет к гипертонусу скелетно-мышечной системы и дисбалансу других органов и систем. Если человек находится в хроническом стрессе, то его грудная клетка закрыта. Она не может вдохнуть полостью, и человек живет «на выдохе», страдая от гипоксии. Это сказывается на осанке.
Результат стресса всегда есть в теле. И он очевиден для телесно-ориентированного специалиста. Тело так устроено — оно «проявляет» нашу внутреннюю жизнь. Это и есть психосоматический рефлекс — когда тело реализует, доводя до физического плана, наши внутренние задачи. В том числе, оно выражает наше напряжение. Если есть внутреннее напряжение — значит, и тело напряжено.
А я умею это напряжение снять. Помочь телу, уму и сердцу освободиться от тяжести. Собраться в лучшем, более свободном и сбалансированном состоянии. Тогда всему единому и целостному организму становится легче.
А дальше эта сложная система под названием «человек» начинает сама «собираться своедино», синхронизирует свои внутренние ритмы. Мы помогаем этим процессам в начале, но затем они идут самостоятельно. Вообще, есть правило у остеопатов: сделай на 60% и отпусти. Доверь дальнейшее саморегуляции живого организма. Мы всегда с ней в контакте и в диалоге работаем.
Боли в спине у беременной
Чем больше живот у беременной, тем больше идет нагрузка на поясницу, тем больше тело смещается вперед. Это простые законы физики работают. Передняя часть тела всё больше «перевешивает» заднюю. Возникает такое «падение вперед», которое компенсируется за счет напряжения разных групп мышц. и, прежде всего, поясничного отдела. Но эту нагрузку можно минимизировать.
После моей работы весь живот, включая и ребеночка внутри, освобождается от накопившегося в тканях напряжения, расслабляется. Начинают свободнее дышать все его ткани. И главное — становится легче, свободнее и мягче там внутри располагаться малышу.
Разница для него бывает примерно такая, как лежать в зажатом положении на камнях или свободно расположиться на мягкой перинке.
И когда ко мне на сеанс приходят беременные женщины, то всегда происходит одна и та же интересная вещь. Будущая мама встает после сеанса с кушетки и начинает автоматически искать руками свой живот. Его состояние настолько меняется, что в привычных ее ощущениях он совершенно исчезает! Только что он был, она его чувствовала спереди тяжелым, надутым и немножко тянущим вниз.
И вдруг он стал на удивление легким и свободным.
Другие причины дискомфорта у беременной
Вообще, причин дискомфорта у беременной может быть множество. Основные причины чрезмерной нагрузки на организм можно разделить на три уровня. Мысли бывают тяжелые. И внутреннее состояние не легче. Да и само тело человек часто перегружает, не умея его слушать.
В частности, беременные женщины порой подвержены влиянию со всех трех сторон. И мысли разные их пугают, и внутренне они находятся в состоянии стресса. И с телом часто не в достаточном контакте, диалоге находятся. Моя задача — во всем этом разобраться и помочь двум людям — будущей маме и малышу в ее животе. Чтобы легче и радостнее стало у будущей мамы на душе. И чтобы собраннее, свободнее и энергичнее стало тело.
Также навыки остеопатической работы дают возможность непосредственно работать через ткани живота мамы с ребеночком внутри. Один из моих сертификатов — по остеопатической работе с беременными и новорожденным. В процессе получения остеопатического образования я проходил дополнительный курс, где нас обучали этому французские остеопаты с мировой известностью.
Моя работа с ребенком внутри очень нежная и аккуратная. Выглядит и ощущается она как искусство легких прикосновений с удивительным по силе жизни в нем результатом.
Дискомфорт во время беременности
С какими еще запросами работает психобиодинамика?
Я по одному из своих образований доктор остеопатии. А остеопатов чаще всего представляют почему-то как тех, кто лечит кости.
Что-то вроде костоправов. И обращаются, когда есть проблемы, например, со спиной. На самом деле, остеопатия объемно и целостно занимается всем единством живого организма, в том числе, всеми его внутренними органами и системами.
Конечно, я владею и всеми техниками из арсенала мануальных терапевтов и костоправов. Кстати, с беременными эти так называемые прямые техники применять не рекомендуется. Есть значительно более мягкие и совсем не травматичные, в отличие от первых, способы работы руками. Однако ко мне можно обращаться в любых ситуациях, связанных со здоровьем.
По другому образованию я психолог. Восстановление психологического баланса я считаю частью помощи единому организму.
Здесь я работаю и с внутренним состоянием, и с качеством ментальной деятельности. Разве можно помочь телу человека, если весь его организм находится в состоянии хронического стресса? Нет. Сначала надо из стресса вывести, дать человеку почувствовать себя в своем теле и в своей жизни дома «в своей тарелке», как говорится. Расслабиться, раскрыться, и задышать спокойнее. Почувствовать, что все хорошо, и ничего лично ему не угрожает. Эту задачу мы успешно решаем.
Сколько сеансов нужно, чтобы почувствовать желанную легкость?
Каждый сеанс, можно так сказать, самодостаточный. На каждом я стараюсь сделать максимум возможного. Но надо понимать: то, напряжение, которое организм человека копил долгое время, не вывести за 40 минут. Никакой организм не выдержит таких резких изменений. Саморегуляция, его «внутренний врач», как ее называют остеопаты, просто не позволит этого сделать. А мы с этим внутренним врачом всегда работаем только вместе и в полном контакте.
Тем не менее, каждый раз мы делаем все на сейчас возможное для освобождения и восстановления баланса. Человек всегда чувствует, что ему стало легче и свободнее. При этом часть приема, как правило, посвящена обучающей работе. Мне важно, чтобы человек сам научился поддерживать свой баланс.
Замечу здесь, что гигиена нужна не только тогда, когда речь идет о питании. Также, особенно в трудные времена, для поддержания себя в здоровом, конструктивном и творческом состоянии, нужны гигиена мышления и гигиена внутренних состояний. Я стараюсь помочь пациенту научиться более качественно работать со своим мышлением. Не думать тех мыслей, от которых привычно перегружается и перестает хорошо работать голова. Научиться быстрее выходить из тех внутренних состояний, в которых он на самом деле не живет, но которые бессмысленно пережигают остатки его ценнейшей для жизни психической энергии.
Групповые занятия по психобиодинамике — что это такое?
Такие занятия будут интересны и полезны тем, кто хочет научиться самостоятельно работать над улучшением качества своего баланса.
Баланса между ментальной деятельностью, психологическим состоянием и кинестетическим чувством тела. На языке науки он называется балансом ментально-психо-соматического единства организма. Что, в том числе, проявится и в красивой осанке.
Самое, пожалуй, удивительное и интересное, чему мы учимся на практике — работа собственным состоянием.
Дело в том, что, благодаря влиянию силы своего внутреннего сбалансированного состояния и настройке качественного контакта, мы можем привнести баланс и в ту среду или тому объекту, с которыми взаимодействуем.
Притча о китайском «вызывателе дождя»
Об этом писал и Юнг в одной из своих книг, приводя узнанную им историю о китайском «вызывателе дождя». История такова. В одном китайском селении была засуха, которая длилась несколько лет. Жители узнали, что где-то есть старик, которого называют вызывателем дождя. Поехали за ним, уговорили и привезли. Он попросил предоставить ему тихую хижину на краю селения, миску риса в день и довольно большую по тем меркам сумму денег за результат. После чего ушел к себе и укрылся на несколько дней в хижине. А потом собрались тучи и грянул долгожданный ливень.
Все стали приставать к старцу с вопросами, как ему удалось совершить такое чудо и вызвать дождь на их иссохшие поля.
Он ответил им: «Я старый человек — посмотрите на меня. Разве я похож на того, кто управляет стихиями? Но я могу управлять своим внутренним состоянием и достиг в этом мастерства. Я приехал к вам в привычном мне состоянии баланса. И тут у вас сразу почувствовал себя не в норме. Несколько дней у меня ушли на то, чтобы привести себя в состояние известной мне энергетической и физической нормы. И как только я снова был в порядке, здесь пошел дождь. Потому, что это тоже была норма для вашей земли и вашей природы.
Такую крупную сумму я запросил потому, что человек я уже не молодой. Это большая нагрузка для меня: снова столько времени трудиться над давно решенной во внутреннем мире задачей — привести себя в простое состояние нормы».
То есть, зная собственное состояние баланса , передаешь это состояние другому живому организму или явлению напрямую. Этим мы на практике и на наших семинарах/вебинарах и занимаемся.