Отцы и дети: три роли папы в психическом развитии ребенка
Роль отца — не только в том, чтобы помогать ребенку решать задачки, подчеркивает клинический психолог Марина Куликова. На самом деле, отец играет для своего малыша целых три роли. И каждая из них влияет на то, насколько счастливым ребенок вырастет.
О том, что мама играет огромную роль в жизни ребенка, знают все. От отношений с мамой зависит, ощущает ли малыш себя в безопасности, уверен ли он в своих силах, знает ли, что такое безусловная любовь. О роли отца в психическом развитии детей мы говорим не так часто, но перед ним стоят не менее важные задачи. Какие именно, нам рассказала клинический психолог Марина Куликова.
Клинический психолог
Марина Куликова
Роль отца в психическом развитии ребенка не в том, чтобы помогать своему сыну или дочке решать задачки. Благодаря влиянию папы из ребенка вырастает психически здоровая личность.
Сначала давайте поговорим о том, что такое психически здоровая личность:
Во-первых, такой человек способен преодолевать трудности, справляться с разочарованиями, изучать жизнь с интересом. Именно отец должен ребенка всему этому научить (а мама должна сделать так, чтобы ребенок умел понимать свои эмоции, «дружить» со своим телом).
Во-вторых, такой человек умеет выстраивать отношения с другими людьми и испытывать к ним доверие. Другие люди — это не только партнер (муж или жена), но и друзья, соседи, работодатели, врачи в поликлинике и т.д.
В третьих, он способен позитивно воспринимать свой пол. Когда ребенок начинает задумываться: «Я мальчик, но хочу ли я быть мальчиком? Может, я хочу быть девочкой?», это значит, что у ребенка в этой сфере проблемы.
Четвертый признак — физическое здоровье. Конечно, человеку может достаться по наследству предрасположенность к каким-то заболеваниям. Но если он старается исправить ситуацию — это показатель того, что с его психическим миром все в порядке.
Три роли отца
Роль первая: «соперник»
Когда ребенок еще совсем маленький, он полностью зависит от мамы — например, если мама его не покормила, он сам поесть не сможет. Позже малыш попадает из мира «дитя-мать», в котором есть только два полюса, в «треугольный» мир, где есть родительская пара и ребенок. У него происходит расширение психического пространства.
Ребенок начинает понимать, что мама ему принадлежит не полностью. Она отходит к папе, когда тот дома, звонит ему, когда он на работе, думает о нем. Ребенку приходится справляться с отсутствием мамы. Он начинает формировать свое пространство. Свыкается с мыслью, что мама — не только его, учится сам себя успокаивать. При этом малыш понимает, что мама где-то рядом, она вернется, и это ощущение помогает ему справиться с временной утратой.
Так происходит психическое развитие — ребенок, который может терпеть утрату, отсутствие любимого человека рядом, в будущем сможет терпеть неприятные эмоции и придумывать способы с ними справиться.
Роль вторая: «регулировщик»
Вторая роль отца будет важна для малыша, когда он попадет в общество, где существуют правила. Например, когда ребенок идет в детский сад, ему объясняют: бить других детей нельзя, надо ходить на горшок и спать в тихий час. Появляется много разных «надо». Они часто отличаются от того, чего ребенок хочет. Малыш понимает: реальность ему не принадлежит. Он утрачивает идею о своем всемогуществе, осознает свою ограниченность.
Когда ребенок сталкивается с системой запретов и обязательств, он знакомится с такими понятиями как «наказание» и «чувство вины». Наказывать ребенка может и отец, и мать, но все-таки это функция отца. И именно отец должен познакомить ребенка с правилами, подготовить его к жизни в обществе.
Марина Куликова: “Мужчина не рождается отцом. Так исторически сложилось. Он был самцом, осеменителем. Отцом мужчина стал в процессе развития цивилизации. Появилась человеческая семья. Мужчина-охотник, добыв мамонта, не съедал его, а стал приносить своей женщине и своему потомству”.
Роль отца в мире мальчика и в мире девочки
Когда мальчик смотрит на своего отца, он отвечает себе на вопрос: «Кем я вырасту?». «Я вырасту мужчиной, у меня будет мужское тело, как у папы, у меня будет мужское поведение, как у папы».
Девочка в папе высматривает объект будущей любви. Она понимает для себя, какой тип мужчин она хочет любить.
То есть, для мальчика образ отца – это образ самого себя в будущем, а для девочки – образ будущего партнера.
Какими бывают отцы?
Само по себе наличие отца еще не спасает ребенка от разочарований.
Бывает отсутствующий отец — он вроде бы, и есть, но всегда на работе. Или, к примеру, мама его не уважает — потому что он пьет и мало зарабатывает. Это слабая или отсутствующая фигура в мире ребенка.
Еще один тип отца — авторитарный. Он сам не подчиняется правилам — «что хочу, то и ворочу», а от ребенка требует подчинения. Например, отец внушает ребенку, что тому надо чистить зубы, а сам не чистит, или заставляет есть кашу, а сам пьет пиво. В этом случае у ребенка происходит «разрыв шаблонов», он не понимает, что хорошо, а что плохо.
«Правильный» тип отца — это авторитетный отец. Он помогает ребенку понять, что такое адекватные нормы. К примеру, если на светофоре горит красный свет, то дорогу переходить нельзя никому. Если ты голоден, надо дождаться приема пищи — завтрака, обеда и ужина, потому что в питании должна быть система.
Как мужчине стать хорошим отцом?
Мужчина не рождается отцом. Так исторически сложилось — раньше, на заре цивилизации, у него этой функции не было. Он был самцом, осеменителем. Отцом мужчина стал в процессе развития цивилизации. Появилась человеческая семья. Мужчина-охотник, добыв мамонта, не съедал его, а стал приносить своей женщине и своему потомству.
Таким же образом в семье мужчина не становится вдруг в одночасье отцом. Он постепенно превращается в отца. Это происходит не только благодаря его любви к ребенку, но и благодаря женщине, которая рядом с ним. Она тоже делает из мужчины отца при помощи той женственности, которую в себе развивает — потому что хочет, чтобы мужчина возвращался домой, к ней и малышу.
Как только появились отцы, первобытное стадо стало обществом — с системой запретов, с существованием семьи. Так что, превращение любого мужчины в отца — это высший путь его развития.
Психобиодинамика для беременных: «Будущая мама ощущает такую легкость, будто у нее нет живота»
В известном фильме «Чего ждать, когда ждешь ребенка» с юмором показана ситуация, которую мы часто наблюдаем в жизни. Две родственницы забеременели примерно в одно время. И вот, одна с удовольствием плавает в бассейне, занимается йогой и наслаждается жизнью. А другая страдает то от токсикоза, то от одышки, то от больной спины. Одна рожает в течение часа, другая проводит в родах сутки. Состояние беременности все переживают по-разному. И, конечно, многие из нас больше похожи на вторую героиню, чем на первую. Однако в наших силах — максимально облегчить свое состояние во время беременности и даже получать от него удовольствие.
Как этого добиться, нам рассказал психолог и доктор остеопатии Михаил Львович Долгинов. Он разработал собственный авторский метод работы с пациентами под названием психобиодинамика.
Наше «объемное и целостное» здоровье или что такое психобиодинамика
В чем заключается метод психобиодинамики? В том, что я работаю с организмом человека как с единством. То есть, с единством его ментальной деятельности (жизни ума), психологического состояния и состояния тела. Это подход с трех сторон.
Как это происходит? Возьмем для примера работу с осанкой. Обычно с ней работают просто как с позой тела. Но мы смотрим на то, что помогает этой позе тела сформироваться. Ведь на осанку влияют и качество ментальной деятельности (состояние ума), и внутреннее состояние человека(психологический баланс), и состояние его тела. Если в теле скапливается напряжение, это ведет к гипертонусу скелетно-мышечной системы и дисбалансу других органов и систем. Если человек находится в хроническом стрессе, то его грудная клетка закрыта. Она не может вдохнуть полостью, и человек живет «на выдохе», страдая от гипоксии. Это сказывается на осанке.
Результат стресса всегда есть в теле. И он очевиден для телесно-ориентированного специалиста. Тело так устроено — оно «проявляет» нашу внутреннюю жизнь. Это и есть психосоматический рефлекс — когда тело реализует, доводя до физического плана, наши внутренние задачи. В том числе, оно выражает наше напряжение. Если есть внутреннее напряжение — значит, и тело напряжено.
А я умею это напряжение снять. Помочь телу, уму и сердцу освободиться от тяжести. Собраться в лучшем, более свободном и сбалансированном состоянии. Тогда всему единому и целостному организму становится легче.
А дальше эта сложная система под названием «человек» начинает сама «собираться своедино», синхронизирует свои внутренние ритмы. Мы помогаем этим процессам в начале, но затем они идут самостоятельно. Вообще, есть правило у остеопатов: сделай на 60% и отпусти. Доверь дальнейшее саморегуляции живого организма. Мы всегда с ней в контакте и в диалоге работаем.
Боли в спине у беременной
Чем больше живот у беременной, тем больше идет нагрузка на поясницу, тем больше тело смещается вперед. Это простые законы физики работают. Передняя часть тела всё больше «перевешивает» заднюю. Возникает такое «падение вперед», которое компенсируется за счет напряжения разных групп мышц. и, прежде всего, поясничного отдела. Но эту нагрузку можно минимизировать.
После моей работы весь живот, включая и ребеночка внутри, освобождается от накопившегося в тканях напряжения, расслабляется. Начинают свободнее дышать все его ткани. И главное — становится легче, свободнее и мягче там внутри располагаться малышу.
Разница для него бывает примерно такая, как лежать в зажатом положении на камнях или свободно расположиться на мягкой перинке.
И когда ко мне на сеанс приходят беременные женщины, то всегда происходит одна и та же интересная вещь. Будущая мама встает после сеанса с кушетки и начинает автоматически искать руками свой живот. Его состояние настолько меняется, что в привычных ее ощущениях он совершенно исчезает! Только что он был, она его чувствовала спереди тяжелым, надутым и немножко тянущим вниз.
И вдруг он стал на удивление легким и свободным.
Другие причины дискомфорта у беременной
Вообще, причин дискомфорта у беременной может быть множество. Основные причины чрезмерной нагрузки на организм можно разделить на три уровня. Мысли бывают тяжелые. И внутреннее состояние не легче. Да и само тело человек часто перегружает, не умея его слушать.
В частности, беременные женщины порой подвержены влиянию со всех трех сторон. И мысли разные их пугают, и внутренне они находятся в состоянии стресса. И с телом часто не в достаточном контакте, диалоге находятся. Моя задача — во всем этом разобраться и помочь двум людям — будущей маме и малышу в ее животе. Чтобы легче и радостнее стало у будущей мамы на душе. И чтобы собраннее, свободнее и энергичнее стало тело.
Также навыки остеопатической работы дают возможность непосредственно работать через ткани живота мамы с ребеночком внутри. Один из моих сертификатов — по остеопатической работе с беременными и новорожденным. В процессе получения остеопатического образования я проходил дополнительный курс, где нас обучали этому французские остеопаты с мировой известностью.
Моя работа с ребенком внутри очень нежная и аккуратная. Выглядит и ощущается она как искусство легких прикосновений с удивительным по силе жизни в нем результатом.
Дискомфорт во время беременности
С какими еще запросами работает психобиодинамика?
Я по одному из своих образований доктор остеопатии. А остеопатов чаще всего представляют почему-то как тех, кто лечит кости.
Что-то вроде костоправов. И обращаются, когда есть проблемы, например, со спиной. На самом деле, остеопатия объемно и целостно занимается всем единством живого организма, в том числе, всеми его внутренними органами и системами.
Конечно, я владею и всеми техниками из арсенала мануальных терапевтов и костоправов. Кстати, с беременными эти так называемые прямые техники применять не рекомендуется. Есть значительно более мягкие и совсем не травматичные, в отличие от первых, способы работы руками. Однако ко мне можно обращаться в любых ситуациях, связанных со здоровьем.
По другому образованию я психолог. Восстановление психологического баланса я считаю частью помощи единому организму.
Здесь я работаю и с внутренним состоянием, и с качеством ментальной деятельности. Разве можно помочь телу человека, если весь его организм находится в состоянии хронического стресса? Нет. Сначала надо из стресса вывести, дать человеку почувствовать себя в своем теле и в своей жизни дома «в своей тарелке», как говорится. Расслабиться, раскрыться, и задышать спокойнее. Почувствовать, что все хорошо, и ничего лично ему не угрожает. Эту задачу мы успешно решаем.
Сколько сеансов нужно, чтобы почувствовать желанную легкость?
Каждый сеанс, можно так сказать, самодостаточный. На каждом я стараюсь сделать максимум возможного. Но надо понимать: то, напряжение, которое организм человека копил долгое время, не вывести за 40 минут. Никакой организм не выдержит таких резких изменений. Саморегуляция, его «внутренний врач», как ее называют остеопаты, просто не позволит этого сделать. А мы с этим внутренним врачом всегда работаем только вместе и в полном контакте.
Тем не менее, каждый раз мы делаем все на сейчас возможное для освобождения и восстановления баланса. Человек всегда чувствует, что ему стало легче и свободнее. При этом часть приема, как правило, посвящена обучающей работе. Мне важно, чтобы человек сам научился поддерживать свой баланс.
Замечу здесь, что гигиена нужна не только тогда, когда речь идет о питании. Также, особенно в трудные времена, для поддержания себя в здоровом, конструктивном и творческом состоянии, нужны гигиена мышления и гигиена внутренних состояний. Я стараюсь помочь пациенту научиться более качественно работать со своим мышлением. Не думать тех мыслей, от которых привычно перегружается и перестает хорошо работать голова. Научиться быстрее выходить из тех внутренних состояний, в которых он на самом деле не живет, но которые бессмысленно пережигают остатки его ценнейшей для жизни психической энергии.
Групповые занятия по психобиодинамике — что это такое?
Такие занятия будут интересны и полезны тем, кто хочет научиться самостоятельно работать над улучшением качества своего баланса.
Баланса между ментальной деятельностью, психологическим состоянием и кинестетическим чувством тела. На языке науки он называется балансом ментально-психо-соматического единства организма. Что, в том числе, проявится и в красивой осанке.
Самое, пожалуй, удивительное и интересное, чему мы учимся на практике — работа собственным состоянием.
Дело в том, что, благодаря влиянию силы своего внутреннего сбалансированного состояния и настройке качественного контакта, мы можем привнести баланс и в ту среду или тому объекту, с которыми взаимодействуем.
Притча о китайском «вызывателе дождя»
Об этом писал и Юнг в одной из своих книг, приводя узнанную им историю о китайском «вызывателе дождя». История такова. В одном китайском селении была засуха, которая длилась несколько лет. Жители узнали, что где-то есть старик, которого называют вызывателем дождя. Поехали за ним, уговорили и привезли. Он попросил предоставить ему тихую хижину на краю селения, миску риса в день и довольно большую по тем меркам сумму денег за результат. После чего ушел к себе и укрылся на несколько дней в хижине. А потом собрались тучи и грянул долгожданный ливень.
Все стали приставать к старцу с вопросами, как ему удалось совершить такое чудо и вызвать дождь на их иссохшие поля.
Он ответил им: «Я старый человек — посмотрите на меня. Разве я похож на того, кто управляет стихиями? Но я могу управлять своим внутренним состоянием и достиг в этом мастерства. Я приехал к вам в привычном мне состоянии баланса. И тут у вас сразу почувствовал себя не в норме. Несколько дней у меня ушли на то, чтобы привести себя в состояние известной мне энергетической и физической нормы. И как только я снова был в порядке, здесь пошел дождь. Потому, что это тоже была норма для вашей земли и вашей природы.
Такую крупную сумму я запросил потому, что человек я уже не молодой. Это большая нагрузка для меня: снова столько времени трудиться над давно решенной во внутреннем мире задачей — привести себя в простое состояние нормы».
То есть, зная собственное состояние баланса , передаешь это состояние другому живому организму или явлению напрямую. Этим мы на практике и на наших семинарах/вебинарах и занимаемся.
Секреты психолога: как найти контакт с ребенком
Вы чувствуете, что ваш ребенок чем-то обеспокоен или опечален и не знаете, как начать с ним разговор? Американский детский психолог Кеннет Бэриш советует рассказать малышу личную историю.
«Как детский психолог я советую родителям говорить со своими детьми о собственном опыте, — отмечает Бэриш. — Особенно хорошо это действует, когда дети переживают, в чем-то разочаровываются или грустят. Личные истории полезны, например, когда ребенок беспокоится о своем первом дне в школе или летнем лагере. Тогда, когда он рассорился с другом, или когда в семье кто-то умер».
Рассказывать детям личные истории — важная практика во многих культурах. Часто это рассказы об опасностях, которых следует избегать, или о чьих-то достоинствах, которыми стоит восхищаться.
“Я не хочу, чтобы младший брат спал в моей комнате”
«Я осознал ценность личных историй, когда нашей дочери Рэйчел еще не исполнилось 3 лет, а у нас родился сын Дэн, — рассказывает психолог. — Малыш несколько месяцев спал в люльке в нашей спальне. Потом пришло время ему делить комнату с сестрой. До этого Рэйчел, казалось, была довольна своей новой ролью старшей сестры и не проявляла особой ревности. Но в ту ночь, ложась спать, она сказала мне: “Я не хочу, чтобы младший брат спал в моей комнате”.
Я подумал, что эту проблему легко решить. Я сказал Рэйчел, что понимаю ее чувства. Сейчас мы не можем уделять ей столько внимания, сколько до рождения ребенка. Эта комната раньше принадлежала только ей, а теперь нет. Рейчел спокойно выслушала мои рассуждения. Когда я закончил, она ответила: «“Я по-прежнему не хочу, чтобы младший брат спал в моей комнате”».
И вот здесь, по словам Бэриша, ему помогла личная история. Он рассказал дочке о том, как в детстве спал в одной комнате со своими двумя братьями. Девочка слушала с большим вниманием, быстро успокоилась и заснула. А затем в течение нескольких месяцев просила папу перед сном рассказать ей о том, как он был маленьким мальчиком и жил вместе с дядей Бобом и дядей Стивом. Это было что-то вроде сказки на ночь. И, конечно, Рейчел согласилась делить комнату с братишкой.
«Именно этот разговор я часто имею в виду, когда рассказываю, как помочь детям справиться с трудностями взросления, — подчеркивает Бэриш. — Им очень полезно знать: мы понимаем, что они чувствуют, потому что у нас тоже были эти чувства. Мы должны донести до своих детей, что тоже страдали от разочарований, обиды или отчаяния. Затем мы можем поговорить с ними о том, как мы все это преодолели. И сказать им, что они тоже обязательно все преодолеют».
Как это сделать?
Например, вы можете сказать: «Да, я знаю, как это неприятно, когда другие дети не берут тебя в игру. Я тоже расстраивался и злился, когда со мной такое случалось». Многие малыши реагируют на эти утверждения с удивлением: «Неужели у тебя тоже так было!?» Ну, конечно, было. Такое случается почти со всеми.
Другие ученые также подчеркивают важность личных историй в сфере воспитания детей. Психологи Маршалл Дьюк и Робин Фивуш вместе со своими коллегами из Университета Эмори в Атланте опубликовали научную работу на эту тему. В процессе исследований маленькие респонденты отвечали на ряд вопросов. Таких как: «Вы знаете, как познакомились ваши родители?» и «Вы знаете, где выросли ваши бабушки и дедушки?». Выяснилось, что дети, которые знают историю своей семьи, чувствуют себя более уверенно и отличаются более позитивным взглядом на мир.
«По моему опыту, для родителя (или детского терапевта) просто нет лучшего способа привлечь внимание маленького ребенка и оказать ему эмоциональную поддержку, чем поделиться личной историей», — делает вывод Бэриш.