Тест на отцовство. Екатерина Мурашова — о том, как изменились российские папы за последние 30 лет
Неужели «суровые русские мужики», наконец, оттаяли? Практикующий детский психолог, популярный лектор и писательница Екатерина Мурашова рассказала, какой стала роль мужчины и отца в современном российском обществе. По мнению специалиста, нынешние папы отличаются даже внешне!
Пару десятилетий назад многие россиянки испытывали зависть, наблюдая, как в Испании или Греции папы буквально не спускают с рук своих детей. «Ты видела? Они же их прямо зацеловывают!» Однако сейчас подобное проявление чувств не редкость и для нашей страны. Что случилось — «суровые русские мужики», наконец, оттаяли? Мы провели собственный «тест на отцовство» и узнали, каким стал современный российский папа. Об этом ROCROS рассказала практикующий детский психолог, популярный лектор и писательница Екатерина Мурашова.
Как изменилось отцовство за последние 30 лет. Современный папа
Поскольку я работаю в детской поликлинике, то могу наблюдать за тем, насколько сильно изменилась в России роль отца за последние 30 лет. Когда я только начинала практику, участие отцов в воспитании детей, их заинтересованность были минимальными. Это был период, когда считалось, что мужик должен зарабатывать деньги, иногда похлопывать детей по плечу, защищать в случае опасности — а все остальное к нему не имеет отношения.
Тогда ко мне на консультации приходили семьи, где жена предъявляла мужу эмоциональные требования. Ну, например: «Он никогда не признается мне в любви». На что муж отвечал: «Не пойму, зачем ей это. Я же на ней женился!». В глазах мужчины это было безусловным доказательством любви, и говорить об этом не стоило.
Сейчас мужчины приходят на прием к психологу гораздо чаще. Вся семья приходит — и мама, и папа, и ребенок. Причем женщина не приводит мужчину насильно, как это было, к примеру, в начале нулевых. Он сам идет — потому что ему это интересно, для него важно решить какую-то проблему. Функция мужчины, его роль в семье изменилась. Теперь она не только в том, чтобы «принести мамонта» и защитить своих домашних от угрозы. Мужчина принимает все больше участия в процессе воспитания детей. Сейчас папа, гуляющий с ребенком, — это норма. А 30 лет назад было, скорее, исключением.
В общем и целом, дети попали в сферу эмоционального влияния современных мужчин. Раньше их там не было. Мужчина воспринимал своего ребенка как объект заботы, объект защиты. Сейчас отец интересуются чувствами своего ребенка, тем, что происходит в его эмоциональной жизни.
Современным папам позволили испытывать эмоции
Современный мир в материальном плане избыточен — много вещей, идей, информации. И человеку хочется в этом многообразии обозначить себя, выделиться. Эмоциональная жизнь дает человеку иллюзию уникальности, и общество это поддерживает.
Еще 50 лет назад люди были практически не способны произнести вслух: «Я чувствую то-то и то-то». Сейчас же это норма. По мере развития идеи об эмоциональности мужчины и женщины стали все более открыто выражать свои чувства. А многие вещи, которые традиционно считались «женскими», стали нормой для обоих полов.
Кроме того, у современных людей гораздо меньше религиозных переживаний, которые занимали значительную часть внутреннего мира, допустим, средневекового человека. Вместо этого люди концентрируются на себе и своих эмоциях.
Что касается России, то у нас эти изменения произошли чуть позже, чем на Западе, потому что бытовые условия 30 лет назад у нас были похуже, чем там. После того, как в наших магазинах появилось больше разнообразной еды, а в домах — бытовой техники, россияне тоже стали больше внимания уделять своим чувствам. Это повлияло, в том числе, на воспитание детей. Общество позволило отцам испытывать эмоции — и они сами себе это позволили.
Образ современного отца vs образ отца 30-летней давности
Если сравнить среднестатистического отца 30-летней давности и современного, то они отличаются даже внешне. Тот совершенно искренне считал, что мужик должен быть чуть-чуть красивее обезьяны, и больше ему ничего не нужно. Этот лучше выбрит и подстрижен, пахнет дорогим парфюмом, уделяет внимание своей одежде. Современный отец заботится о своей внешности, он более ухоженный.
Отличаются эти мужчины и по внутренним ощущениям. Тот считал, что у него нет души и нет подсознания, что душа — выдумки священников, а подсознание – буржуазных психологов. Нынешний считает, что у него тонкая душа, до конца не понятая. Он помнит о травмах, которые испытал в детстве. И, конечно, у него есть подсознание, которое, на его взгляд, объясняет многое из того, что он делает.
Екатерина Мурашова: “Еще 50 лет назад люди были практически не способны произнести вслух: «Я чувствую то-то и то-то». Сейчас же это норма. По мере развития идеи об эмоциональности мужчины и женщины стали все более открыто выражать свои чувства. А многие вещи, которые традиционно считались «женскими», стали нормой для обоих полов”.
Социальная роль отца также изменилась. Современный мужчина, плотно участвующий в воспитании детей, может не опасаться никаких насмешек социума — в отличие от отца образца 30-летней давности. Мужчина встает по ночам к младенцу, кормит его, гуляет с ним в парке, публично проявляет нежность по отношению к ребенку — и все это сейчас безусловная норма. Раньше максимум, на что решался мужчина, — это погладить малыша по голове или подбросить к потолку.
Роль папы в воспитании детей после развода
Спектр отношений между бывшими супругами стал шире. Причем случаи, когда мужчина «сделал женщине ребенка» и исчез, сейчас так же нередки, как раньше. И так же, как раньше, встречаются ситуации, когда после развода ребенок живет неделю у мамы, а неделю — у папы. Но между этими двумя моделями появилось очень много новых вариантов взаимодействия отца и ребенка. Например, если у мамы и у папы теперь другие семьи, то ребенок может поехать с папиной семьей отдыхать на море. Воспитание детей сейчас чаще осуществляется совместно.
Однако не все так радужно. Если вы прочитаете комментарии под статьями о разводах и последующем воспитании детей, то обратите внимание, что эту тему с интересом обсуждают, в основном, женщины. Мужчин там практически не встретишь. О чем это говорит? У современного отца есть заявка: «Я хочу принимать участие в воспитании своих детей». Но как это делать, он зачастую не знает — и ждет указаний от женщины. Если она скажет: «Забирай ребенка из кружка по средам», то он послушно будет забирать. Если отец проводит с детьми выходные, то вполне может спросить: «А что мне с ними делать?». И женщина советует: «Ну, своди их в зоопарк». То есть, ответственности со стороны пап больше не стало.
Кто из них лучше — современный или «классический» папа?
Как мы уже обсудили, люди стали больше заглядывать вглубь себя, интересоваться эмоциями, и это повлияло на восприятие мужчинами своего отцовства. Но вряд ли можно дать сложившейся ситуации однозначную оценку — плохо или хорошо. Здесь есть и плюсы, и минусы. Да, современные папы уделяют много внимания эмоциональному состоянию детей. Однако дети, к чьим чувствам относятся настолько трепетно, часто теряют способность держать удар. Ну а несомненный плюс в том, что современные дети умеют говорить о своих эмоциях так, как и не снилось предыдущим поколениям. Это помогает им выстраивать отношения с ровесниками, осознавать себя и свое место в мире.
Екатерина Мурашова: Кризис 3 лет ребенку «устраивают» родители
Даже если вы никогда не читали учебники по психологии, то наверняка слышали о кризисе 3 лет, который случается у всех детей. Считается, что, переходя на новый этап взросления, малыш становится упрямым, капризным и своевольным. Мама и папа часто не знают, как с ним в этот период справиться. Практикующий детский психолог, популярный лектор и писательница Екатерина Мурашова уверена, что кризиса 3 лет не существует — родители малыша создают его искусственно. И еще: даже если ваш ребенок однажды превратился в «маленького монстра», вы все-таки можете «отрегулировать» его поведение.
Исследовательская программа ребенка до трех лет. Эксперименты с лужей
Ребенок приходит в этот мир, не имея никакого представления о том, как все здесь устроено. И ему надо определиться, понять, куда он попал — причем раньше, чем у него разовьется речь. Что здесь можно получить, чего нельзя получить ни при каких обстоятельствах, а чего все-таки можно добиться, но путем борьбы.
Например, ему говорят: не бери вот эту вазу. Но, может быть, ее все же можно взять, если постараться? Например, покричать, поплакать, попросить у бабушки. И он экспериментирует — так же, как экспериментируют животные. У маленького ребенка работает та же биологическая программа, что у котят, щенят или медвежат.
У него есть две задачи: первая – понять, что можно, а чего нельзя. Причем в конкретной семье — потому что в одной семье разрешают брать вазу, а в другой нет, и никакого предварительного знания об этом у ребенка нет. Вторая задача. Ему нужно понять: то, что запретили — это навсегда или можно еще «поторговаться» и получить желаемое?
И ребенок начинает исследовательскую работу. Эта программа включается между полутора и двумя годами. Для родителя она выглядит так. Родитель говорит ребенку полутора лет: «Не ходи, Петя, в лужу». Петя, глядя ему в глаза, медленно шагает в воду. В этот момент Петя исследует не лужу. Мы все знаем, как дети исследуют лужу: берут прутик, садятся на край и начинают в ней ковыряться. А вот когда Петя идет в лужу, глядя в глаза родителю, он исследует реакцию родителя на нарушение запрета. Повторю: это исследовательская программа, которая есть у всех млекопитающих. А вот что с ребенком будет происходить дальше, напрямую зависит от того, как поведут себя родители.
Мама, папа, бабушка — и диван. Как у ребенка возникает кризис 3 лет
По моим наблюдениям, кризиса 3 лет у ребенка нет и быть не может. Можно ли его создать искусственно? Да, он может возникнуть из-за ошибок родителей.
Вот приводят ко мне родители на консультацию ребенка и говорят: «У него кризис 3 лет, мы об этом в учебнике по психологии прочитали». А на самом деле, это они сами довели ребенка до невроза.
Представьте себе ребенка полутора лет, его папу, маму, бабушку и пружинный диван. Что хочет ребенок? Попрыгать на диване. В идеальном варианте ребенку говорят: «Да, ты можешь прыгать на диване», и тогда он прыгает, сколько хочет. Либо ему это запрещают, и тогда при любой попытке ребенка попрыгать на диване, его оттуда снимают. То есть, ребенку обозначили понятную и четкую границу.
Но в реальности часто происходит по-другому. Мама считает, что прыгать на диване опасно — ребенок может упасть, ударится виском об стол, который стоит рядом, и т.д. Папа считает: если ребенку запрещать прыгать на диване, то он ничему не научится, вырастет и будет ударяться обо все подряд. То есть, по мнению папы, прыгать на диване можно. Бабушка, в принципе, согласна с тем, что прыгать на диване опасно. Но когда она говорит по телефону, то готова «закрыть глаза» на то, что ребенок рядом прыгает на диване — лишь бы не мешал.
А вот теперь представьте себе: в комнате находятся папа и бабушка, которая не говорит по телефону. Можно ребенку в этот момент прыгать на диване? Если родители – студенты, и живут в бабушкиной квартире, то главная здесь — бабушка, и в этот момент прыгать на диване нельзя. Если папа — бизнесмен, и все остальные живут в его квартире и на его деньги, то главный — он, а значит, прыгать на диване можно.
Между папой и бабушкой может возникнуть конфликт, и тогда в комнату прибежит мама. И вот тут важно: бабушка — мама мужа или жены? От этого зависит то, на чью сторону она встанет в случае конфликта.
Напомню: ребенку полтора года. Вся эта непонятная ситуация истощает его нервную систему, его адаптационные механизмы, и у него случается невроз — не сразу, через какое-то время. Ребенок начинает капризничать на ровном месте, и никто не понимает, чего ему надо. Он плохо спит, плохо ест, становится агрессивным. Получается, что в 3 года, когда мозг ребенка достаточно развит, и ему пора переходить на следующий этап развития, все его ресурсы идут на борьбу за прыгание на диване.
Что нужно делать родителям, чтобы не допустить кризиса 3 лет
Родителям нужно создать четкую «карту мира» для своего ребенка, объяснить: ты попал в такой мир, где вот это и вот это можно получить всегда, вон то — только из моих рук, а это ты не получишь ни при каких условиях. Если родители ведут себя так, то через некоторое время исследовательская программа ребенка себя исчерпывает. Он изучает свой небольшой мир — квартиру, двор с лужами и песочницей, и т.д., — и программа закрывается.
[caption id="attachment_25448" align="alignnone" width="1280"] Мама и ребенок гуляют в парке[/caption]
Теперь ребенок знает, что ручки от плиты трогать нельзя, мамину косметичку он не получит никогда, а бабушкину иногда получить может. Если в этом маленьком мире ребенку все понятно, то никакого кризиса не наступает.
К трем годам у ребенка начинается следующий этап. У уже него есть речь, и он может спросить: «Мне это можно или нельзя? А если нельзя, то почему?». Конечно, ребенок и дальше будет исследовать мир, но уже не на животном, а на человеческом уровне.
А если кризисная ситуация все-таки возникла — как с ней справиться?
Разберем классический пример: ребенок падает на пол в супермаркете и начинает громко плакать — требует что-то купить. Почему он это делает? Либо у ребенка уже невроз, либо у него есть опыт получения чего-нибудь таким способом.
Раньше в моем районе стояли ларьки, и ко мне на прием периодически приходили разные родители, которые рассказывали одно и то же: «Купили ребенку в первом ларьке конфету. И вот дальше, проходя мимо каждого ларька, он падает на землю и орет. Что делать?». Я говорю: «А вы когда-нибудь ему в ответ на истерику чего-нибудь покупали?». «Нет, мы же понимаем, что это не педагогично. Но пару раз мы очень торопились и купили». Так вот, мозг ребенка не знает, когда будет следующий такой раз, и он на всякий случай орет каждый раз.
Что делать в этой ситуации? Конечно, самое лучшее — ее не допускать. Но если она произошла, и ребенок уже валяется на полу, то единственно правильное поведение — рассказать ему, что сейчас будет, и четко исполнить свое намерение. Например, вы говорите: «Жду пять минут, и вытаскиваю тебя из супермаркета. А потом пару часов не буду с тобой общаться, потому что меня эта ситуация очень рассердила». После этого вам нужно поступить именно так, как вы сказали. А потом — все проанализировать и решить, как действовать дальше.
В общем и целом, родителям нужно между собой решить, что ребенку можно, а чего нельзя. Вот вы приняли какое-то решение, сообщили о нем ребенку — и дальше это намерение должно реализовываться. Если вы говорите малышу: «Теперь ты будешь спать в своей кроватке», то после этого каждую ночь, без исключений, ребенок должен спать в своей кроватке. Для ребенка мир должен быть не благостным, а определенным. Он должен понимать: что родители сказали — то и будет. Если в мире малыша все четко определено, то ребенок развивается нормально, и никакого кризиса не наступает.
«То, что даете ребенку, сначала опробуйте на его папе»: советы по питанию детей от 0 до 3 лет от эксперта
О том, как вводить малышу прикорм, написаны, наверное, тома литературы. Об этом же можно почитать на сотнях сайтов. А вот информации о том, что родителям делать дальше, в сети не так много. К примеру, чем рацион годовалого ребенка отличается от рациона двухлетки? Когда ребенка пора переводить на взрослый стол? И вообще, какие основные правила питания малышей от рождения до трех лет? Ответы на эти вопросы мы получили у ведущего научного сотрудника лаборатории возрастной нутрициологии Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи, доктора медицинских наук Марии Владимировны Гмошинской.
Основные правила питания детей от 0 до 3 лет
Питание ребенка от 0 до 12 месяцев
В этот период жизни малыша родителей особенно интересует, во сколько месяцев нужно вводить ему прикорм. По мнению современных педиатров, наиболее подходящее время для этого — 4-6 месяцев.
Если младенец на искусственном вскармливании, то дополнительное питание ему можно давать уже в 4 месяца. Но даже если он находится исключительно на грудном вскармливании, то желательно начать вводить прикорм уже в 5-5,5 месяцев.
Исследования, которые проводились в Национальном медицинском исследовательском центре Здоровья Детей, показали: даже у тех малышей, которых мама кормит только грудью, к 6 месяцам запасы железа уменьшаются. Из-за этого нередко развивается анемия. Так что, лучше немного поторопиться с прикормом.
[caption id="attachment_11761" align="alignnone" width="800"]Питание детей до года – календарь введения прикорма[/caption]
В год у вашего ребенка в рационе уже хороший набор продуктов: овощные и фруктовые пюре, соки, мясо, яйца, рыба, крупы, творожки, биойогурт и кефир, сухарики. Желательно, чтобы основную часть меню малыша в этот период составляли все-таки баночные пюре, пюре промышленного выпуска. Сырье для детского питания проходит строжайший отбор, и магазинные пюре принесут ребенку только пользу. Домашние тушеные овощи и мясо лучше вводить в рацион чуть позже.
Потихоньку можно уже начинать переводить малыша на общий стол. Но только при условии, что вы сами соблюдаете принципы здорового питания. Поделитесь с ребенком гречневой кашей или отварной капустой брокколи.
Пара слов о детской воде
Мамы иногда спрашивают: обязательно ли покупать детскую воду или можно кипятить обычную и давать ее ребенку? Конечно, если малыш выпьет кипяченой воды, то ничего страшного не случится. Но зачем вам это? Детская вода проходит государственную регистрацию. Она лучше очищена и вообще гораздо лучшего качества, чем кипяченая вода из-под крана.
На этикетке у детской воды обычно указано, что ее тоже нужно кипятить через три дня после того, как вы ее открыли. С чем это связано? Дело в том, что в пластмассовых бутылках долго хранить воду нельзя. Лучше всего купить бутылку объемом 0,5 литров – малыш ее выпьет за один день.
На что обратить внимание при выборе кисломолочных продуктов
Кисломолочные продукты — творожки, биойогурты, кефир — появляются в рационе малыша раньше года. Но вы можете давать их малышу до школьного возраста и позже. На что стоит обратить внимание: творожки лучше покупать без фруктовых наполнителей, чтобы не добавлять малышу лишнего сахара в рацион.
[caption id="attachment_2960" align="alignnone" width="900"]Вода для детей[/caption]
Питание ребенка от года до двух лет
Начиная с года, можно время от времени давать ребенку белковые омлеты на пару (лучше без желтка, а желток добавьте в кашу), салаты, натертые на мелкую терку, паровые котлетки, фрикадельки. Не стоит покупать фарш для котлет в магазине, если вы не уверены в его качестве, лучше сделайте заготовку сами. Можно смешать индейку с говядиной, чтобы котлетки получились мягкими. Есть и еще одна хитрость: они будут особенно вкусными, если вместо хлеба добавить сырой тертый картофель.
Питание ребенка в два года отличается от питания ребенка в год, в основном, консистенцией блюд. В год ваш малыш еще не умеет хорошо жевать, у него пока мало зубов, так что кусочки должны быть маленькие, хорошо проваренные. Если предлагать ему крупные кусочки пищи, то он может подавиться. А к двум годам кусочки покрупнее давать можно и нужно. Ребенок в это время уже «зубастый», к тому же, перепробовал много новой еды — например, с маминой тарелки «умыкнул».
Детям всегда интересно то, что лежит у вас на тарелке. К примеру, если там колбаса, то он потянется к ней просто потому, что ему понравится цвет или форма. Это для него что-то новое. И отобрать «добычу» у малыша потом почти невозможно — этот маленький «охотник» будет за нее бороться, у него хорошо развиты инстинкты. Поэтому лучше всегда следить за тем, что вы едите в присутствии ребенка.
Продолжайте давать малышу баночные пюре. Есть детское питание, на котором указано, что его можно вводить в рацион с 9 месяцев, есть и такое, которое рекомендуют давать с года, полутора лет. Это готовые обеды, в них уже добавили крупные кусочки, и малыш сможет учиться жевать твердую пищу.
Как долго можно давать ребенку детские каши?
Детские каши вы можете давать ребенку хоть до старости. При этом крупы все равно должны быть в его рационе — гречка, овсянка, перловка, рис. Их можно добавлять в гарниры. С двух лет лучше давать малышу обычные «взрослые» каши, а детские держать про запас — на случай, если у вас нет времени готовить.
Сейчас детям очень рано начинают давать кондитерские изделия — в два года, а иногда и раньше. Зачем? Есть же специальные сладости для малышей — детское печенье, фруктовые батончики. Немного сахара можно добавлять в компот, в кашу. В рационе малыша сладкого достаточно — сахароза есть во фруктах.
Раньше трех лет не стоит давать ребенку шоколад, особенно горький. В нем высокое содержание какао. В результате ребенок перевозбудится и не захочет в положенное время спать — будет кричать, бегать по комнате.
Конфеты тоже лучше давать с трех лет. Они содержат карамель, которой двухлетка может подавиться. Леденец на палочке малышу в два года уже можно, но не на постоянной основе. Лучше каждый раз устраивать из поедания леденца маленький праздник.
Отличный выбор — сезонные фрукты: малина, клубника, земляника. Можете предложить ребенку и замороженные фрукты – смузи из них сделайте, например. Это гораздо полезнее, чем любые кондитерские изделия.
Питание ребенка от двух до трех лет
Постепенно рацион малыша расширяется. Ближе к трем годам его уже можно угостить и соленой рыбой (конечно, в меру) — например, кусочком селедки. Икру предлагать не стоит, если вы живете не на Камчатке — в магазинных банках содержатся консерванты. Лучше пусть малыш пропьет рыбий жир, в нем много полезных кислот Омега-3.
Щадящая термическая обработка блюд остается вплоть до 7-летнего возраста. То есть, жареное ребенку давать не стоит, лучше потомите овощи или мясо под крышкой.
В три года у ребенка уже фактически взрослый стол, а значит, вам по-прежнему нужно следить за тем, что вы едите сами.
Главное правило, о котором стоит помнить, очень простое. Еда у трехлетних детей должна быть вкусной — добавьте в нее сливочное масло (в ограниченных количествах), лучку, чесночку, укропа, петрушки, базилика. Проверить, насколько хорошо у вас получилось блюдо, легко: дайте попробовать его мужу. Если он ест с удовольствием, значит, и малышу такая еда подходит!