В погоне за успешностью. Почему курсы раннего развития могут причинить вред ребенку

Почему любовь родителей и стремление дать своему ребенку все самое лучшее может привести к проблемам в семье? И надо ли обучать двухлетних малышей английскому языку и прочим премудростям? Детский психолог и мама четверых детей Мария Зборовская в интервью для ROCROS рассказывает о том, какие «подводные камни» имеют курсы раннего развития.
девочка с телефоном на курсах

Мария Зборовская

Детский Психолог

мама

В нашей стране сейчас многие родители делают ставку на раннее интеллектуальное развитие детей. Начиная от года или двух, малышей отдают на различные специальные курсы. Честно говоря, мне не кажется, что это хорошо.

Каждый ребенок проходит определенные этапы развития, и они должны соответствовать его возрастным запросам. Любой психолог вам скажет, что в возрасте двух-трех лет для малыша на первом месте стоит не интеллектуальное развитие – оно, конечно, нужно, но это не главное. Самое важное то, что в этом возрасте у ребенка закладывается базовое доверие к миру, формируются отношения со значимыми, близкими людьми. Он должен видеть рядом любящих маму и папу. Это — в приоритете, а все остальное должно идти фоном, в очень небольших количествах и в игровой форме.

детский психолог

Детский психолог

Мария Зборовская

В погоне за будущей успешностью ребенка родители стремятся дать ему как можно больше с самого рождения

Современное общество

В российском обществе сейчас, на мой взгляд, возникает перекос в сторону раннего интеллектуального развития. У этого есть причины: в погоне за будущей успешностью ребенка родители стремятся дать ему как можно больше с самого рождения. Поддерживают их и педагоги: к школе ребенок уже должен многое знать и уметь, и требования эти предъявляются его маме и папе. Это вызывает у родителей напряжение и страх, они начинают переживать: а вдруг ребенок не освоит все к нужному моменту? И они пытаются вложиться по максимуму в развитие интеллекта малыша.

Почему современные дети недополучают любовь и внимание

Что происходит в результате? У ребенка остается мало времени на то, чтобы общаться с любящими взрослыми и чувствовать, что они рядом. Зато у него много занятий. В результате возникает дефицит того, что в трехлетнем возрасте в малыше должно быть заложено – доверия к миру, ощущения нужности. Ребенок попросту недополучает внимания и любви. И этот дефицит потом приходится восполнять и родителям, и педагогам, и психологам.

Есть и другой минус: когда ребенка перегружают занятиями, у него возникает негативное отношение к ним, отторжение. И если школьник уже в состоянии сказать: «Мама, я не хочу этим заниматься, мне не нравится», то двухлетний малыш психологически не может оторвать себя от родителей. У него восприятие другое: все, что родители делают, — хорошо. Но если по факту он ничего хорошего не видит, а вместо этого страдает от перегрузок, то у него могут начаться соматические трудности — частые болезни, ребенок становится капризным. Запускаются определенные механизмы на физическом уровне, которые показывают, что процесс обучения вызывает сопротивление, не органичен для ребенка.

И все-таки развивающие курсы полезны

В общем и целом, развивающие курсы полезны. Однако на них лучше отдавать ребенка не в два-три года, а позже, и «потреблять» знания он должен небольшими порциями. Как таковое интеллектуальное развитие идет у человека всю жизнь, не бойтесь чего-то не додать, ваш малыш постепенно все освоит. Причем, то, что было трудно в три года из-за незрелости определенных структур мозга, будет легко в шесть-семь лет.  

Кроме того, желательно, чтобы занятия проходили в ненавязчивой игровой форме, потому что ребенок осваивает мир в игре. В три года его нельзя усадить за парту, как школьника, иначе мы принесем ему больше вреда, чем пользы. Не стоит плыть против течения – то есть, против нормального психического и психологического развития малыша. Лучше идти вслед за ним.

Share on telegram
Share on vk
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on facebook

Оставить комментарий