С возраста 6 месяцев ребенок начинает активно изучать мир вокруг него. Родители должны создать безопасную среду для независимых исследований. Не говорите ребенку "нет", но говорите "стоп". Не помогайте ребенку с задачей, в которой он может сам добиться успеха.
Система воспитания и развития детей, предложенная итальянским педагогом Марией Монтессори в середине XX века, используется уже не одним поколением родителей. По мнению педагога, возраст от полугода до шести лет — это первый уровень развития детей. В этот период ребенок — исследователь. В его самообучении и саморазвитии ключевыми принципами станут независимость, наблюдение и безопасность.
Независимость
Создание новых возможностей воспитывает детей независимыми от родителей и способными свершать действия для себя. Возможность самостоятельно стоять, бегать, одеваться, бросать игрушки или помогать маме и папе. У детей, которые способны делать что-то для себя, растет уверенность в себе и чувство собственного достоинства. И эти качества они смогут развивать в течение жизни.
Наблюдение
Взрослые проводят бесчисленное количество часов, наблюдая за детьми. Как малыши изучают себя, исследуют окружающий мир. Наблюдение — это простой шаг, чтобы определить, что нужно ребенку, и удовлетворить его текущие потребности.
Ребенок гремит предметами, возможно, у него есть потребность в резкой и четкой двигательной активности. Поэтому дайте ему барабан. Если дети толкают вещи, передвигают по комнате, им нужно ходить. Поддержите его или дайте игрушку, на которую он может опираться и двигаться вперед, например, большую машинку.
Следование
Следуйте за ребенком. Дети сами подскажут, что их интересует, что они хотят сделать и где им нужно бросить вызов. Если они хотят подняться, дайте им возможность это сделать безопасно, но не защищайте безмерно. Следовать за ребенком — значит не быть категоричным, не говорить все время, что делать. Дайте ребенку свободу выбора, и действовать самостоятельно.
Наполните его пространство новыми игрушками. И понаблюдайте, как ребенок будет себя вести. Но не допускайте действий, которыми он может причинить себе вред. Умение вовремя вмешаться — умение родителей познать своего ребенка и установить пределы правильных и неправильных действий.
Исправление
Дети ошибаются. Они могут что-то пролить, непреднамеренно бросить ложку с едой или звонко крикнуть. Нет необходимости повышать голос в подобных ситуациях. Вместо этого можно спокойно признать ошибку.
«О, ты пролил воду. Почему бы нам не взять салфетку и не вытереть ее!» Дайте ребенку возможность сделать с вами практическую работу. Вы обнаружите, что дети любят прибираться и помогать. Они видят, что это то, что делают взрослые. И копируют вас. Нет необходимости откровенно указывать на ошибку, есть способ помочь ее осознать. Исправление детей может привести к тому, что они будут бояться делать что-либо, опасаясь совершить еще одну ошибку.
С помощью тканевого нагрудника ребенок, который учится пить из стакана, узнает, что если он опрокинет стакан, вода прольется на него, и он почувствует это. Если он неправильно произносит слово, просто повторите его правильно.
Подготовленная окружающая среда
Среда, в которой растет ребенок и учится, должна быть безопасной, красивой и подготовленной для его действий, «работы» над собой. В своем окружении он должен найти все для всестороннего развития. Задача взрослого — организовать такое пространство. Например, для игры. Игрушки должны не только развлекать ребенка, но и развивать его пальчики, воображение, логику.
Впитывающее мышление
Идея «поглощающего» ума по Монтессори означает, что дети способны усваивать все, что вокруг них. Будучи частью среды, в которой они растут, дети все впитывают как «губка», слова, жесты, эмоции. Не осознавая, что «хорошо», а что «плохо». Родители должны дать ребенку возможность познать правильные действия и речь. И реже говорить ему «нет», если не хотите в будущем слышать частое «нет» в ответ. Произнесите «стоп», когда хотите дать понять ребенку, что он поступает неправильно.
Совместный сон мамы и ребенка: навредит или поможет?
Вера Янышева
Психолог, психотерапевт, к.п.н.,
автор естественно-психического метода
Как спать с ребенком — вместе или раздельно? Что делать, если он все-таки просится к маме в кровать? Есть ли способ полюбовно решить эту проблему: чтобы и маме с папой было комфортно, и ребенку — не страшно? Обо всем этом я расскажу с точки зрения новейшей психологии естественно-психического направления.
Все зависит от того, какой была беременность
Ощущение безопасности – это базовая потребность всех, в том числе детей. И она закладывается именно во время беременности.
Если ребенка ждали и любили еще в утробе матери, то рождаясь, он не нуждается в подтверждении материнской и отцовской безусловной любви. Он спокойный, не просится все время на ручки. Ему не нужно спать в одной кровати с родителями: он просто не чувствует в этом потребности.
Но если малыша не ждали, если, узнав о беременности, долго рассуждали о том, оставлять или прерывать, все не так уж просто. Проблемы будут, если во время беременности женщина была вовлечена в конфликты или постоянно испытывала негатив: страхи, тревожность, обиды. В этих случаях новорожденный малыш будет нуждаться в подтверждении того, что он нужен в этом мире, что его будут защищать.
Вера Янышева Психолог, психотерапевт
КОГДА У РЕБЕНКА НАСТУПАЕТ ПЕРВЫЙ КРИЗИС ЛИЧНОСТИ, В ЕГО ОКРУЖЕНИИ НИЧЕГО МЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ: НЕ ТОЛЬКО КОМНАТУ ДЛЯ СНА, НО И ДАЖЕ ПРИЧЕСКУ МАТЕРИ.
Про совместный сон я скажу чуть ниже, а здесь уточню, что закрывать базовую потребность в безопасности нужно и во время бодрствования. Таким детям нужно до трех, а лучше до пяти лет подтверждать, что вы их любите (обнимать, целовать), что они вам нужны, что вы будете их лелеять и, самое главное, защищать.
Полежите с ребенком, почитайте с ним книгу, поговорите. Как можно чаще обнимайте своего малыша, рассказывайте ему о своей любви. Если же он плачет, обнимите и не отпускайте его, пока он не успокоится.
Когда ребенок почувствует себя в безопасности, он сам отправит вас в свою кровать и спокойно уснет.
До 2 лет можно спать вместе
Если родителям так спокойнее, первые два года жизни малыша его кроватка может стоять рядом с постелью родителей, как в родильном доме. Позже, если ребенок готов, если закрыта его потребность в безопасности и у него нет страха темноты, ему лучше спать в отдельной комнате.
С психологической точки зрения важно спать именно не на разных кроватях, а в соседних комнатах. Интимная близость для жены и мужа – важная часть брака, но ребенок не должен иметь возможность даже случайно это увидеть. Иначе у него будет сексуальная психотравма.
Не стоит думать, что младенцы ничего не понимают: они только говорить не могут, но они все ощущают и чувствуют.
Почему только до 2 лет?
С 2,5-3 лет и до 4 у ребенка наступает первый серьезный кризис личности под названием «Я сам». В это время в окружении ребенка ничего менять нельзя: не только комнату для сна, но и даже прическу матери.
Если кроватка стояла рядом с родительской или даже малыш спал вместе мамой и папой до 2,5 лет, придется поддерживать такой же порядок до четырех лет. При этом важно всячески показывать ребенку свою любовь, заботу. Тогда он не будет рассматривать отдельную комнату как наказание.
А если он просится обратно?
Если ребенок не желает спать отдельно, это говорит об одном: его потребность в безопасности не удовлетворена. Тогда он капризничает, плачет, просится в родительскую кровать. Но делает он это не потому, что он какой-то «неправильный» или «плохой». И дело даже не в том, что он хочет именно с мамой спать. Просто он отражает внутреннее состояние родителей, чаще — тревогу, беспокойство или страх мамы.
Вы можете сами провести диагностику и увидеть, что у ребенка — ваша тревожность, ваше внутреннее напряжение. Заметьте, не ведет ли себя малыш с разными членами семьи по-разному? Например, если с дедушкой и бабушкой или в детском саду он спокойный, контактный, а дома с мамой — он бесится, капризничает, «стоит на голове»? Или, если речь идет о ребенке до 3 лет, именно при маме у него «все время какие-то проблемы»: то на пустом месте плачет, то животик болит, то заснуть он никак не может?
У меня был случай в практике. Ребенок родился спокойным, достаточно спал, хорошо развивался. Но тут вдруг — развод. Мама берет дочку и уезжает с ней к своей матери. Когда они, через время, возвратились домой, малышку будто подменили. Она перестала идти к другим родственникам, плакала, все время пряталась за маму. Психика женщины, получившей такой стресс, привязала к себе ребенка. Образовалась симбиотическая связь.
Как исправить ситуацию
Чтобы избавиться от симбиотической связи, не стоит жестко изгонять ребенка из родительской кровати. Так вы только нанесете ему дополнительную психологическую травму.
Чтобы ребенок не просился в вашу постель, нужно проработать весь негатив, который скопился в подсознании у родителей — естественно-психическим методом. Как только уйдут родительские страхи, тревоги, внутренние напряжения, ребенок успокоится. Он сам попросится спать отдельно, перестанет паниковать перед разными, ранее пугавшими его, ситуациями. Жизнь в семье станет гармоничной.
В идеале, психотерапию нужно проходить еще до беременности – отдельно будущей маме, отдельно будущему папе. Если тревожность и внутреннее напряжение подступили во время ожидания ребенка, вам тоже поможет эта терапия. Сработает метод и уже после родов — сколько бы лет ни было вашему малышу.
И все-таки — вместе или раздельно?
Ответ кроется в нашем методе, в новой психологии естественно-психического направления. Это психология, которая не просто отвечает на этот вопрос: «в этом случае спите раздельно, а в этом — только вместе». Она реально помогает разрешать все вопросы и для мамочек, и для детей.
Дорогие родители маленьких детей! Слушайте не свой ум, а свое сердце. Поступайте так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами, когда вы плакали. Ведь единственный из всех видов, кто абсолютно не приспособлен к жизни с момента рождения — это человеческое дитя. Именно наши дети нуждаются в удовлетворении не только их физиологических потребностей, но и потребностей психологических — в любви, ласке, ощущении нужности и безопасности.
«То, что даете ребенку, сначала опробуйте на его папе»: советы по питанию детей от 0 до 3 лет от эксперта
О том, как вводить малышу прикорм, написаны, наверное, тома литературы. Об этом же можно почитать на сотнях сайтов. А вот информации о том, что родителям делать дальше, в сети не так много. К примеру, чем рацион годовалого ребенка отличается от рациона двухлетки? Когда ребенка пора переводить на взрослый стол? И вообще, какие основные правила питания малышей от рождения до трех лет? Ответы на эти вопросы мы получили у ведущего научного сотрудника лаборатории возрастной нутрициологии Федерального исследовательского центра питания, биотехнологии и безопасности пищи, доктора медицинских наук Марии Владимировны Гмошинской.
Основные правила питания детей от 0 до 3 лет
Питание ребенка от 0 до 12 месяцев
В этот период жизни малыша родителей особенно интересует, во сколько месяцев нужно вводить ему прикорм. По мнению современных педиатров, наиболее подходящее время для этого — 4-6 месяцев.
Если младенец на искусственном вскармливании, то дополнительное питание ему можно давать уже в 4 месяца. Но даже если он находится исключительно на грудном вскармливании, то желательно начать вводить прикорм уже в 5-5,5 месяцев.
Исследования, которые проводились в Национальном медицинском исследовательском центре Здоровья Детей, показали: даже у тех малышей, которых мама кормит только грудью, к 6 месяцам запасы железа уменьшаются. Из-за этого нередко развивается анемия. Так что, лучше немного поторопиться с прикормом.
[caption id="attachment_11761" align="alignnone" width="800"]Питание детей до года – календарь введения прикорма[/caption]
В год у вашего ребенка в рационе уже хороший набор продуктов: овощные и фруктовые пюре, соки, мясо, яйца, рыба, крупы, творожки, биойогурт и кефир, сухарики. Желательно, чтобы основную часть меню малыша в этот период составляли все-таки баночные пюре, пюре промышленного выпуска. Сырье для детского питания проходит строжайший отбор, и магазинные пюре принесут ребенку только пользу. Домашние тушеные овощи и мясо лучше вводить в рацион чуть позже.
Потихоньку можно уже начинать переводить малыша на общий стол. Но только при условии, что вы сами соблюдаете принципы здорового питания. Поделитесь с ребенком гречневой кашей или отварной капустой брокколи.
Пара слов о детской воде
Мамы иногда спрашивают: обязательно ли покупать детскую воду или можно кипятить обычную и давать ее ребенку? Конечно, если малыш выпьет кипяченой воды, то ничего страшного не случится. Но зачем вам это? Детская вода проходит государственную регистрацию. Она лучше очищена и вообще гораздо лучшего качества, чем кипяченая вода из-под крана.
На этикетке у детской воды обычно указано, что ее тоже нужно кипятить через три дня после того, как вы ее открыли. С чем это связано? Дело в том, что в пластмассовых бутылках долго хранить воду нельзя. Лучше всего купить бутылку объемом 0,5 литров – малыш ее выпьет за один день.
На что обратить внимание при выборе кисломолочных продуктов
Кисломолочные продукты — творожки, биойогурты, кефир — появляются в рационе малыша раньше года. Но вы можете давать их малышу до школьного возраста и позже. На что стоит обратить внимание: творожки лучше покупать без фруктовых наполнителей, чтобы не добавлять малышу лишнего сахара в рацион.
[caption id="attachment_2960" align="alignnone" width="900"]Вода для детей[/caption]
Питание ребенка от года до двух лет
Начиная с года, можно время от времени давать ребенку белковые омлеты на пару (лучше без желтка, а желток добавьте в кашу), салаты, натертые на мелкую терку, паровые котлетки, фрикадельки. Не стоит покупать фарш для котлет в магазине, если вы не уверены в его качестве, лучше сделайте заготовку сами. Можно смешать индейку с говядиной, чтобы котлетки получились мягкими. Есть и еще одна хитрость: они будут особенно вкусными, если вместо хлеба добавить сырой тертый картофель.
Питание ребенка в два года отличается от питания ребенка в год, в основном, консистенцией блюд. В год ваш малыш еще не умеет хорошо жевать, у него пока мало зубов, так что кусочки должны быть маленькие, хорошо проваренные. Если предлагать ему крупные кусочки пищи, то он может подавиться. А к двум годам кусочки покрупнее давать можно и нужно. Ребенок в это время уже «зубастый», к тому же, перепробовал много новой еды — например, с маминой тарелки «умыкнул».
Детям всегда интересно то, что лежит у вас на тарелке. К примеру, если там колбаса, то он потянется к ней просто потому, что ему понравится цвет или форма. Это для него что-то новое. И отобрать «добычу» у малыша потом почти невозможно — этот маленький «охотник» будет за нее бороться, у него хорошо развиты инстинкты. Поэтому лучше всегда следить за тем, что вы едите в присутствии ребенка.
Продолжайте давать малышу баночные пюре. Есть детское питание, на котором указано, что его можно вводить в рацион с 9 месяцев, есть и такое, которое рекомендуют давать с года, полутора лет. Это готовые обеды, в них уже добавили крупные кусочки, и малыш сможет учиться жевать твердую пищу.
Как долго можно давать ребенку детские каши?
Детские каши вы можете давать ребенку хоть до старости. При этом крупы все равно должны быть в его рационе — гречка, овсянка, перловка, рис. Их можно добавлять в гарниры. С двух лет лучше давать малышу обычные «взрослые» каши, а детские держать про запас — на случай, если у вас нет времени готовить.
Сейчас детям очень рано начинают давать кондитерские изделия — в два года, а иногда и раньше. Зачем? Есть же специальные сладости для малышей — детское печенье, фруктовые батончики. Немного сахара можно добавлять в компот, в кашу. В рационе малыша сладкого достаточно — сахароза есть во фруктах.
Раньше трех лет не стоит давать ребенку шоколад, особенно горький. В нем высокое содержание какао. В результате ребенок перевозбудится и не захочет в положенное время спать — будет кричать, бегать по комнате.
Конфеты тоже лучше давать с трех лет. Они содержат карамель, которой двухлетка может подавиться. Леденец на палочке малышу в два года уже можно, но не на постоянной основе. Лучше каждый раз устраивать из поедания леденца маленький праздник.
Отличный выбор — сезонные фрукты: малина, клубника, земляника. Можете предложить ребенку и замороженные фрукты – смузи из них сделайте, например. Это гораздо полезнее, чем любые кондитерские изделия.
Питание ребенка от двух до трех лет
Постепенно рацион малыша расширяется. Ближе к трем годам его уже можно угостить и соленой рыбой (конечно, в меру) — например, кусочком селедки. Икру предлагать не стоит, если вы живете не на Камчатке — в магазинных банках содержатся консерванты. Лучше пусть малыш пропьет рыбий жир, в нем много полезных кислот Омега-3.
Щадящая термическая обработка блюд остается вплоть до 7-летнего возраста. То есть, жареное ребенку давать не стоит, лучше потомите овощи или мясо под крышкой.
В три года у ребенка уже фактически взрослый стол, а значит, вам по-прежнему нужно следить за тем, что вы едите сами.
Главное правило, о котором стоит помнить, очень простое. Еда у трехлетних детей должна быть вкусной — добавьте в нее сливочное масло (в ограниченных количествах), лучку, чесночку, укропа, петрушки, базилика. Проверить, насколько хорошо у вас получилось блюдо, легко: дайте попробовать его мужу. Если он ест с удовольствием, значит, и малышу такая еда подходит!