От продуктов питания до похода в театр: какую поддержку оказывают семейные центры Москвы
Замруководителя Департамента труда и соцзащиты населения Москвы Екатерина Бербер: "За время пандемии обращаться за поддержкой стали на 30% чаще: в основном за адресной социальной помощью". Как сейчас работают столичные семейные центры и с какими проблемами туда можно прийти.
«Чем мы можем Вам помочь?» — фраза, которую видит каждый посетитель портала «Мой семейный центр». И она же лучше всего описывает деятельность сайта, который был создан специально для поддержки московских семей. Кстати, несмотря на название, центр в столице вовсе не один. Это целая система поддержки семьи и детства, состоящая из 29 учреждений в разных районах Москвы.
Здесь решают самые разные проблемы. Оказывают содействие родителям, которые воспитывают особого ребенка. Поддерживают детей, которые пострадали от насилия или пережили психологическую травму. Помогают разрешать конфликты между поколениями. И это далеко не все.
Екатерина Владимировна, вы курируете работу «Моего семейного центра». Расскажите, пожалуйста, за какими видами помощи можно сюда обратиться?
Для помощи московским семьям работают 29 организаций поддержки семьи и детства: это 26 «Моих семейных центров», а также кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».
Главные направления их работы – социальное сопровождение семей с детьми и помощь в трудной жизненной ситуации. Здесь можно получить консультации специалистов по социальной и реабилитационной работе, психологическую и юридическую помощь, адресную социальную поддержку.
Какие категории семей чаще всего обращаются за помощью?
Чаще всего обращаются семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Обстоятельства и запросы всегда разные. К сожалению, каждый может столкнуться со сложностями и несчастьем. И главное – вовремя оказать квалифицированную помощь, сделать все, чтобы люди получили нужную поддержку.
Специалисты всегда ищут подход к семье, с каждым случаем работают индивидуально, используют разные методы и виды помощи в зависимости от проблемы, с которой столкнулась семья.
Какой вид помощи наиболее востребован?
Наиболее востребована адресная социальная помощь. С использованием электронного сертификата семьи могут получить продукты питания, детские товары и товары длительного пользования – бытовую и электронную технику.
Кроме того, в центры часто обращаются за психологической помощью. Например, специалисты помогают в случаях, когда родители испытывают проблемы в общении с детьми, не могут самостоятельно выстроить отношения с ними, хотят наладить взаимопонимание и помочь детям справиться с непростыми ситуациями.
Семьям с маленькими детьми полагается помощь от государства.
Можете привести пример того, как изменилась жизнь какой-то конкретной семьи после обращения в центр?
Несколько лет назад к специалистам семейного центра «Измайлово» обратилась Ирина. Она одна воспитывает сына и много работает, поэтому большую часть времени с мальчиком проводила бабушка. К сожалению, в тот год бабушки не стало.
Наши специалисты сразу поняли, что мальчику нужно сменить обстановку и «встряхнуться». Была необходима помощь в социализации, но на поездку в лагерь у мамы денег не хватало. Тогда малыша пригласили стать участником «Московской смены» – проекта, в котором дети общаются, учатся новому, ходят на экскурсии, посещают музеи и театры. Мальчик был в восторге и очень изменился за время программы.
С тех пор Ирина и ее сын стали частыми гостями в нашем центре. Специалисты помогали маме решить жилищный вопрос и справиться со стрессом, а малышу – поверить в себя, развить таланты и найти новых друзей.
Благодаря семейному центру мальчик смог чаще ходить в театр – это его любимое развлечение, на которое часто не хватало денег. В центре ему помогали с освоением школьной программы, проводили спортивные турниры и экскурсии. Мальчик посещает семейный центр уже четыре года, и за это время стал заметно увереннее, раскрылся и нашел друзей.
Изменилось ли количество обращений в центр за период пандемии? Как центр работает в условиях самоизоляции?
Работа с семьями и детьми осуществляется по индивидуальной программе, с соблюдением всех санитарно-гигиенических норм. Занятия с детьми проводятся в онлайн-формате, и только по необходимости – офлайн. Для подростков семейные центры проводят активности дистанционно. Можно присоединиться к квизам и челленджам, пройти онлайн-игры и эстафеты. Ребятам нравится такой формат занятий, они быстро адаптируются к онлайну.
За время пандемии обращаться за поддержкой стали на 30% чаще: в основном за адресной социальной помощью. Для удобства москвичей на портале «Мой семейный центр» создан раздел «Онлайн-консультации». Здесь каждый может оставить свой вопрос и получить квалифицированную помощь, не выходя из дома. С человеком, который оставил обращение, свяжутся в течение одного рабочего дня. Так что, наши центры по-прежнему оказывают поддержку всем, кому она необходима.
Психобиодинамика для беременных: «Будущая мама ощущает такую легкость, будто у нее нет живота»
В известном фильме «Чего ждать, когда ждешь ребенка» с юмором показана ситуация, которую мы часто наблюдаем в жизни. Две родственницы забеременели примерно в одно время. И вот, одна с удовольствием плавает в бассейне, занимается йогой и наслаждается жизнью. А другая страдает то от токсикоза, то от одышки, то от больной спины. Одна рожает в течение часа, другая проводит в родах сутки. Состояние беременности все переживают по-разному. И, конечно, многие из нас больше похожи на вторую героиню, чем на первую. Однако в наших силах — максимально облегчить свое состояние во время беременности и даже получать от него удовольствие.
Как этого добиться, нам рассказал психолог и доктор остеопатии Михаил Львович Долгинов. Он разработал собственный авторский метод работы с пациентами под названием психобиодинамика.
Наше «объемное и целостное» здоровье или что такое психобиодинамика
В чем заключается метод психобиодинамики? В том, что я работаю с организмом человека как с единством. То есть, с единством его ментальной деятельности (жизни ума), психологического состояния и состояния тела. Это подход с трех сторон.
Как это происходит? Возьмем для примера работу с осанкой. Обычно с ней работают просто как с позой тела. Но мы смотрим на то, что помогает этой позе тела сформироваться. Ведь на осанку влияют и качество ментальной деятельности (состояние ума), и внутреннее состояние человека(психологический баланс), и состояние его тела. Если в теле скапливается напряжение, это ведет к гипертонусу скелетно-мышечной системы и дисбалансу других органов и систем. Если человек находится в хроническом стрессе, то его грудная клетка закрыта. Она не может вдохнуть полостью, и человек живет «на выдохе», страдая от гипоксии. Это сказывается на осанке.
Результат стресса всегда есть в теле. И он очевиден для телесно-ориентированного специалиста. Тело так устроено — оно «проявляет» нашу внутреннюю жизнь. Это и есть психосоматический рефлекс — когда тело реализует, доводя до физического плана, наши внутренние задачи. В том числе, оно выражает наше напряжение. Если есть внутреннее напряжение — значит, и тело напряжено.
А я умею это напряжение снять. Помочь телу, уму и сердцу освободиться от тяжести. Собраться в лучшем, более свободном и сбалансированном состоянии. Тогда всему единому и целостному организму становится легче.
А дальше эта сложная система под названием «человек» начинает сама «собираться своедино», синхронизирует свои внутренние ритмы. Мы помогаем этим процессам в начале, но затем они идут самостоятельно. Вообще, есть правило у остеопатов: сделай на 60% и отпусти. Доверь дальнейшее саморегуляции живого организма. Мы всегда с ней в контакте и в диалоге работаем.
Боли в спине у беременной
Чем больше живот у беременной, тем больше идет нагрузка на поясницу, тем больше тело смещается вперед. Это простые законы физики работают. Передняя часть тела всё больше «перевешивает» заднюю. Возникает такое «падение вперед», которое компенсируется за счет напряжения разных групп мышц. и, прежде всего, поясничного отдела. Но эту нагрузку можно минимизировать.
После моей работы весь живот, включая и ребеночка внутри, освобождается от накопившегося в тканях напряжения, расслабляется. Начинают свободнее дышать все его ткани. И главное — становится легче, свободнее и мягче там внутри располагаться малышу.
Разница для него бывает примерно такая, как лежать в зажатом положении на камнях или свободно расположиться на мягкой перинке.
И когда ко мне на сеанс приходят беременные женщины, то всегда происходит одна и та же интересная вещь. Будущая мама встает после сеанса с кушетки и начинает автоматически искать руками свой живот. Его состояние настолько меняется, что в привычных ее ощущениях он совершенно исчезает! Только что он был, она его чувствовала спереди тяжелым, надутым и немножко тянущим вниз.
И вдруг он стал на удивление легким и свободным.
Другие причины дискомфорта у беременной
Вообще, причин дискомфорта у беременной может быть множество. Основные причины чрезмерной нагрузки на организм можно разделить на три уровня. Мысли бывают тяжелые. И внутреннее состояние не легче. Да и само тело человек часто перегружает, не умея его слушать.
В частности, беременные женщины порой подвержены влиянию со всех трех сторон. И мысли разные их пугают, и внутренне они находятся в состоянии стресса. И с телом часто не в достаточном контакте, диалоге находятся. Моя задача — во всем этом разобраться и помочь двум людям — будущей маме и малышу в ее животе. Чтобы легче и радостнее стало у будущей мамы на душе. И чтобы собраннее, свободнее и энергичнее стало тело.
Также навыки остеопатической работы дают возможность непосредственно работать через ткани живота мамы с ребеночком внутри. Один из моих сертификатов — по остеопатической работе с беременными и новорожденным. В процессе получения остеопатического образования я проходил дополнительный курс, где нас обучали этому французские остеопаты с мировой известностью.
Моя работа с ребенком внутри очень нежная и аккуратная. Выглядит и ощущается она как искусство легких прикосновений с удивительным по силе жизни в нем результатом.
Дискомфорт во время беременности
С какими еще запросами работает психобиодинамика?
Я по одному из своих образований доктор остеопатии. А остеопатов чаще всего представляют почему-то как тех, кто лечит кости.
Что-то вроде костоправов. И обращаются, когда есть проблемы, например, со спиной. На самом деле, остеопатия объемно и целостно занимается всем единством живого организма, в том числе, всеми его внутренними органами и системами.
Конечно, я владею и всеми техниками из арсенала мануальных терапевтов и костоправов. Кстати, с беременными эти так называемые прямые техники применять не рекомендуется. Есть значительно более мягкие и совсем не травматичные, в отличие от первых, способы работы руками. Однако ко мне можно обращаться в любых ситуациях, связанных со здоровьем.
По другому образованию я психолог. Восстановление психологического баланса я считаю частью помощи единому организму.
Здесь я работаю и с внутренним состоянием, и с качеством ментальной деятельности. Разве можно помочь телу человека, если весь его организм находится в состоянии хронического стресса? Нет. Сначала надо из стресса вывести, дать человеку почувствовать себя в своем теле и в своей жизни дома «в своей тарелке», как говорится. Расслабиться, раскрыться, и задышать спокойнее. Почувствовать, что все хорошо, и ничего лично ему не угрожает. Эту задачу мы успешно решаем.
Сколько сеансов нужно, чтобы почувствовать желанную легкость?
Каждый сеанс, можно так сказать, самодостаточный. На каждом я стараюсь сделать максимум возможного. Но надо понимать: то, напряжение, которое организм человека копил долгое время, не вывести за 40 минут. Никакой организм не выдержит таких резких изменений. Саморегуляция, его «внутренний врач», как ее называют остеопаты, просто не позволит этого сделать. А мы с этим внутренним врачом всегда работаем только вместе и в полном контакте.
Тем не менее, каждый раз мы делаем все на сейчас возможное для освобождения и восстановления баланса. Человек всегда чувствует, что ему стало легче и свободнее. При этом часть приема, как правило, посвящена обучающей работе. Мне важно, чтобы человек сам научился поддерживать свой баланс.
Замечу здесь, что гигиена нужна не только тогда, когда речь идет о питании. Также, особенно в трудные времена, для поддержания себя в здоровом, конструктивном и творческом состоянии, нужны гигиена мышления и гигиена внутренних состояний. Я стараюсь помочь пациенту научиться более качественно работать со своим мышлением. Не думать тех мыслей, от которых привычно перегружается и перестает хорошо работать голова. Научиться быстрее выходить из тех внутренних состояний, в которых он на самом деле не живет, но которые бессмысленно пережигают остатки его ценнейшей для жизни психической энергии.
Групповые занятия по психобиодинамике — что это такое?
Такие занятия будут интересны и полезны тем, кто хочет научиться самостоятельно работать над улучшением качества своего баланса.
Баланса между ментальной деятельностью, психологическим состоянием и кинестетическим чувством тела. На языке науки он называется балансом ментально-психо-соматического единства организма. Что, в том числе, проявится и в красивой осанке.
Самое, пожалуй, удивительное и интересное, чему мы учимся на практике — работа собственным состоянием.
Дело в том, что, благодаря влиянию силы своего внутреннего сбалансированного состояния и настройке качественного контакта, мы можем привнести баланс и в ту среду или тому объекту, с которыми взаимодействуем.
Притча о китайском «вызывателе дождя»
Об этом писал и Юнг в одной из своих книг, приводя узнанную им историю о китайском «вызывателе дождя». История такова. В одном китайском селении была засуха, которая длилась несколько лет. Жители узнали, что где-то есть старик, которого называют вызывателем дождя. Поехали за ним, уговорили и привезли. Он попросил предоставить ему тихую хижину на краю селения, миску риса в день и довольно большую по тем меркам сумму денег за результат. После чего ушел к себе и укрылся на несколько дней в хижине. А потом собрались тучи и грянул долгожданный ливень.
Все стали приставать к старцу с вопросами, как ему удалось совершить такое чудо и вызвать дождь на их иссохшие поля.
Он ответил им: «Я старый человек — посмотрите на меня. Разве я похож на того, кто управляет стихиями? Но я могу управлять своим внутренним состоянием и достиг в этом мастерства. Я приехал к вам в привычном мне состоянии баланса. И тут у вас сразу почувствовал себя не в норме. Несколько дней у меня ушли на то, чтобы привести себя в состояние известной мне энергетической и физической нормы. И как только я снова был в порядке, здесь пошел дождь. Потому, что это тоже была норма для вашей земли и вашей природы.
Такую крупную сумму я запросил потому, что человек я уже не молодой. Это большая нагрузка для меня: снова столько времени трудиться над давно решенной во внутреннем мире задачей — привести себя в простое состояние нормы».
То есть, зная собственное состояние баланса , передаешь это состояние другому живому организму или явлению напрямую. Этим мы на практике и на наших семинарах/вебинарах и занимаемся.
Секреты психолога: как найти контакт с ребенком
Вы чувствуете, что ваш ребенок чем-то обеспокоен или опечален и не знаете, как начать с ним разговор? Американский детский психолог Кеннет Бэриш советует рассказать малышу личную историю.
«Как детский психолог я советую родителям говорить со своими детьми о собственном опыте, — отмечает Бэриш. — Особенно хорошо это действует, когда дети переживают, в чем-то разочаровываются или грустят. Личные истории полезны, например, когда ребенок беспокоится о своем первом дне в школе или летнем лагере. Тогда, когда он рассорился с другом, или когда в семье кто-то умер».
Рассказывать детям личные истории — важная практика во многих культурах. Часто это рассказы об опасностях, которых следует избегать, или о чьих-то достоинствах, которыми стоит восхищаться.
“Я не хочу, чтобы младший брат спал в моей комнате”
«Я осознал ценность личных историй, когда нашей дочери Рэйчел еще не исполнилось 3 лет, а у нас родился сын Дэн, — рассказывает психолог. — Малыш несколько месяцев спал в люльке в нашей спальне. Потом пришло время ему делить комнату с сестрой. До этого Рэйчел, казалось, была довольна своей новой ролью старшей сестры и не проявляла особой ревности. Но в ту ночь, ложась спать, она сказала мне: “Я не хочу, чтобы младший брат спал в моей комнате”.
Я подумал, что эту проблему легко решить. Я сказал Рэйчел, что понимаю ее чувства. Сейчас мы не можем уделять ей столько внимания, сколько до рождения ребенка. Эта комната раньше принадлежала только ей, а теперь нет. Рейчел спокойно выслушала мои рассуждения. Когда я закончил, она ответила: «“Я по-прежнему не хочу, чтобы младший брат спал в моей комнате”».
И вот здесь, по словам Бэриша, ему помогла личная история. Он рассказал дочке о том, как в детстве спал в одной комнате со своими двумя братьями. Девочка слушала с большим вниманием, быстро успокоилась и заснула. А затем в течение нескольких месяцев просила папу перед сном рассказать ей о том, как он был маленьким мальчиком и жил вместе с дядей Бобом и дядей Стивом. Это было что-то вроде сказки на ночь. И, конечно, Рейчел согласилась делить комнату с братишкой.
«Именно этот разговор я часто имею в виду, когда рассказываю, как помочь детям справиться с трудностями взросления, — подчеркивает Бэриш. — Им очень полезно знать: мы понимаем, что они чувствуют, потому что у нас тоже были эти чувства. Мы должны донести до своих детей, что тоже страдали от разочарований, обиды или отчаяния. Затем мы можем поговорить с ними о том, как мы все это преодолели. И сказать им, что они тоже обязательно все преодолеют».
Как это сделать?
Например, вы можете сказать: «Да, я знаю, как это неприятно, когда другие дети не берут тебя в игру. Я тоже расстраивался и злился, когда со мной такое случалось». Многие малыши реагируют на эти утверждения с удивлением: «Неужели у тебя тоже так было!?» Ну, конечно, было. Такое случается почти со всеми.
Другие ученые также подчеркивают важность личных историй в сфере воспитания детей. Психологи Маршалл Дьюк и Робин Фивуш вместе со своими коллегами из Университета Эмори в Атланте опубликовали научную работу на эту тему. В процессе исследований маленькие респонденты отвечали на ряд вопросов. Таких как: «Вы знаете, как познакомились ваши родители?» и «Вы знаете, где выросли ваши бабушки и дедушки?». Выяснилось, что дети, которые знают историю своей семьи, чувствуют себя более уверенно и отличаются более позитивным взглядом на мир.
«По моему опыту, для родителя (или детского терапевта) просто нет лучшего способа привлечь внимание маленького ребенка и оказать ему эмоциональную поддержку, чем поделиться личной историей», — делает вывод Бэриш.