Конфетный период в жизни ребенка. Давать ли детям сладкое?

Все дети любят сладости — пожалуй, здесь нет исключений. При этом любой родитель знает: есть много конфет вредно. Как объяснить малышу, что третью по счету мармеладку лучше оставить на потом? Согласитесь, не самая простая задача. Решить ее помогает психолог, специалист в области пищевого поведения Марина Куликова.
Марина Куликова- клинический психолог

Клинический психолог, специалист в области пищевого поведения

Марина Куликова

Почему мы все любим сладкое?

Сладкое — это первый вкус, который открывается ребенку. Когда малыш рождается, он  только начинает воспринимать окружающий мир. И первое, что ребенок воспринимает — это вкус сладкого материнского молока. Вот почему рецепторы ребенка реагируют на него положительно. Для него «сладкое» = «еда» = «мама».

Кроме того, для малыша конфеты и шоколадки — это удовольствие. Сладкое может «работать» как обезболивающее и быть утешением в неприятной ситуации. Например, эксперименты показали: дети могут гораздо дольше держать руку в холодной воде, если они при этом едят любимое лакомство.

Малоежки против гурманов: почему у детей в одной семье разный аппетит

 

Почему родители боятся давать детям сладкое?

В современном мире мы часто воспринимаем сладкое негативно. В условиях избытка самой разнообразной еды проблема ожирения становится актуальнее год от года, в том числе, появляется все больше детей с избыточной массой тела. Неудивительно, что мамы следят за тем, чтобы ребенок не набирал лишний вес.

Согласно правилам здорового питания, в нашем меню должны преобладать овощи. Однако полюбить их не так-то просто: многие овощи горькие на вкус. Если ребенок с удовольствием ест овощи и продолжает их есть во взрослом состоянии, это значит, что родители привили ему такую привычку.

Также в современном обществе здоровый образ жизни воспринимается как путь к красоте. Стройное тело – это ценность, показатель успешности. Мы чувствуем себя ответственными за успех ребенка в мире, и поэтому хотим научить его противостоять чистому удовольствию. Он должен уметь терпеть горечь борьбы, потерь, что, в конечном итоге, помогает добиваться успеха.

Марина Куликова

Марина Куликова: “Мама, которая запрещает себе есть конфеты, часто слишком переживает из-за того, что конфеты любит ее ребенок. Получается, что в этот разговор мы перемещаем наши собственные нерешенные проблемы, связанные с нашей собственной успешностью и правом на удовольствие”.

 

Зефирный эксперимент для детей: как отказ от сладкого связан с успешностью?

Связь между воздержанием от сладкого и способностью преуспевать в жизни когда-то доказал американский психолог Мишель Уолтер. Он провел Стэнфордский зефирный эксперимент. Исследования проводились в конце 1960-х и начале 1970-х годов. Детям предлагали выбор между одним небольшим вознаграждением, которое им дадут немедленно, и увеличением награды вдвое, если они смогут подождать ее в течение 15 минут. В качестве вознаграждения использовали зефир, печенье или сухарик. Позже ученые обнаружили, что у детей, которые были в состоянии дождаться увеличенной награды, жизнь складывалась более благополучно.

Впрочем, в 2018 году другая группа ученых поставила под сомнение выводы Уолтера. Они отметили, что на проявление «силы воли» ребенка часто влияло то, насколько обеспеченной была его семья. Для детей из бедных семей «потом» могло никогда не наступить. Богатым же дождаться дополнительного угощения было несложно, ведь зефир для них не был чем-то особенным, они могли полакомиться им и дома.

Также стоит отметить, что у этого эксперимента есть обратная сторона. Сейчас успех стал навязчивой идеей общества. Он часто достигается за счет отказа от счастья и удовольствия, потери «вкуса к жизни» — того самого сладкого вкуса.

Так можно ли ребенку сладкое? Ищем золотую середину

Перед мамой маленького ребенка стоит не такая простая задача: одновременно привить ему вкус к удовольствию и способность к успеху. Как сказала французский психоаналитик Джойс Макдугалл, «мать должна заразить ребенка желанием жить». Наша задача — сделать так, чтобы наши дети не разочаровывались в жизни, умели оставаться счастливыми, несмотря на возможные трудности.

Счастье — это всего лишь короткая эмоциональная вспышка, эйфория. Удерживаться в этом состоянии долго мы не можем, оно проходит. При этом мы можем удерживать в себе состояние удовлетворения — собой, своей жизнью, своей семьей и работой. Мы получаем удовлетворение, если преодолеваем определенные испытания, завершаем важные для нас жизненные проекты. Вкус сладкого — это вкус счастья, нам от него всегда хорошо. Поэтому сладости должны присутствовать в нашей жизни, но только в ограниченном количестве.

«Еда не по правилам»: почему ребенок мало ест или переедает?

 

Как говорить с ребенком о сладком?

Часто для родителей разговор с ребенком о сладком — это разговор о «запретном плоде». Мы при этом напряжены, потому что сладкое – «социальное зло», которое противоречит основам здорового образа жизни, современным ценностям. Для того, чтобы беседа с ребенком о сладостях получилась легкой, достаточно соблюдать несколько правил:

  • Не перенапрягайтесь, не будьте слишком эмоциональными. Мама, которая запрещает себе есть конфеты, часто слишком переживает из-за того, что конфеты любит ее ребенок. Получается, что в этот разговор мы перемещаем наши собственные нерешенные проблемы, связанные с нашей собственной успешностью и правом на удовольствие.
  • Не замалчивайте тему — она никуда не денется. Проведем аналогию: что будет, если никогда не разговаривать с ребенком о сексе? Замалчивание темы секса в детстве еще не привело ни одного взрослого к тому, чтобы он отказался от секса, либо занимался только безопасным сексом, и т.д.
  • Не давайте лишней информации, не вдавайтесь в детали. Почему нельзя съесть все конфеты? Потому что надо оставить дедушке, бабушке и всем, кого ты любишь и хочешь угостить.
  • Если ребенок задает много вопросов, надо подождать, пока он не «насытится» ответами. Уносить конфеты от ребенка, не ответив на все его вопросы о конфетах, не стоит. Говорить надо до тех пор, пока ребенок спрашивает — но и не больше.

И, наконец, главный секрет: разговор о сладком часто содержит что-то еще

Вопрос ребенка «Почему мне нельзя сладкого?» может означать:

  • Дедушка только что съел три конфеты, а почему мне нельзя?
  • Почему мир так несправедлив (и у меня диабет или аллергия)?
  • Наверное, меня не любят — ведь мне не дают сладкого?
  • Почему в доме конфеты, которые мне нельзя?

Задача мамы в этом случае — разгадать скрытую в вопросе ребенка тревогу и обязательно его успокоить.

Share on telegram
Share on vk
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on facebook

Оставить комментарий