«Еда не по правилам»: почему ребенок мало ест или переедает?

Почему одни дети буквально выплевывают полезную еду, которую им дает мама, а другие никак не могут насытиться? Причины «сложных отношений с едой» у малышей часто возникают из-за поведения взрослых, считает клинический психолог, специалист в области пищевого поведения Марина Куликова.
Марина Куликова- клинический психолог

Клинический психолог, специалист в области пищевого поведения Марина Куликова

Пищевое поведение — это наши пищевые привычки, то, как мы взаимодействуем с едой. В норме мы едим столько, сколько нам нужно, чтобы пополнить свои запасы энергии. Но встречаются отклонения пищевого поведения. Например, когда человек переедает, ест больше, чем ему необходимо. Так он насыщает не только энергетические потребности, но и какие-то другие, например, потребность в защищенности или любви. Второй вид отклонения — человек боится еды, отказывается от нее, это, например, характерно для нервной анорексии или булимии. «Сложные отношения с едой» часто закладываются в детстве.

Грудное вскармливание: долой мобильники!

Разное пищевое поведение можно наблюдать уже у грудничков: кто-то из них берет грудь, а кто-то нет. Если малыш хочет есть, но отказывается от груди — возможно, его «передержали»: например, он ест по часам, но проголодался раньше, а еды не получил. И теперь он голоден, но есть не может. Это уже зачатки невроза, и лучше такой ситуации не допускать.

Отдельная тема — если мама кормит ребенка грудью и одновременно смотрит в свой мобильный телефон, участвует в каком-то чате. С ребенком лучше быть в прямом зрительном контакте во время кормления грудью. Тогда вам вместе хорошо, вы наслаждаетесь тем, что находитесь рядом друг с другом. Мама с мобильником отстраняется от ребенка, и он чувствует себя отверженным. Здесь закладываются корни будущего внутреннего конфликта или травмы. Потом они могут симптоматически проявляться в качестве обжорства или булимии — когда ребенок не может наесться. Ведь в процессе грудного вскармливания малыш стремится получить не только материнское молоко, но и любовь — подтверждение того, что его ждали, что он желанный, самый прекрасный в мире. А если он этого не получает, то могут возникнуть неврозы.

Примерно до полугода «грудь» и «мама» для малыша — одно и то же, он пока вас не различает. Он и себя считает частью вот этого целого — ребенок-грудь-мама. С точки зрения шестимесячного ребенка, мамина грудь принадлежит ему. Он не понимает, как мама может отвернуться и заняться своими делами, если он сейчас хочет молока или просто внимания. И вот эту его потребность лучше удовлетворять, чтобы процесс еды у малыша был связан с положительными эмоциями.

После еды ребенку должно становиться хорошо: он попил маминого молочка, успокоился и заснул. Но часто бывает по-другому: малыш поел — и у него разболелся живот, а может, ему по какой-то причине тяжело сосать или глотать молоко. Если процесс поглощения пищи связан для него с отрицательными эмоциями или болезненными ощущениями, то это предпосылки для будущих пищевых неврозов.

Как не допустить того, чтобы у малыша в дальнейшем возникли проблемы с едой? В первую очередь маме нужно обратить внимание на себя, «причинить счастье себе». Если мама чувствует себя, как на иголках, нервничает, переживает, например, из-за работы, то это состояние передается и малышу. Если мама спокойна, довольна своей бытовой и жизненной ситуацией, если материнство приносит ей радость, то она будет кормить ребенка в «правильном» состоянии, и он получит от этого только пользу.

Марина Куликова

Клинический психолог,

специалист в области пищевого поведения

Марина Куликова

Эта мысль может показаться вам необычной, но это так: человек взаимодействует с едой как с человеком. Когда маленький ребенок злится на свою маму и хочет ей это показать, он выплевывает еду, которую она ему дает. Это важно понимать и не запихивать в малыша еду насильно.

Начало прикорма: чумазый малыш — довольный малыш!

Многие мамы слишком сильно беспокоятся по поводу того, как правильно прикармливать малыша. С чего начинать — с кабачка или яблочка? Раньше говорили — с яблочка, а теперь говорят: нет, только с кабачка! И что же делать? А бывает, что ребенку его первая еда не нравится, но мама все равно пытается ее в малыша запихнуть.

На мой взгляд, знакомить ребенка с новой едой нужно через интерес: поставить перед ним миску и дать ему запустить в нее пальцы. Любой шестимесячный ребенок, который чувствует себя в безопасности, начнет это все облизывать — особенно если он видит, что его мама тоже это ест (кстати, попробуйте сами — съешьте этот кабачок. Если он вам не нравится, то не удивляйтесь, что он не нравится и ребенку). У вашего малыша сейчас такой период, когда он все тянет в рот, и ему интересно. Дадите ему ложку потом. Но сразу кормление с ложки через силу, — да еще с фартучком, чтобы не дай бог ничего не упало на священный кухонный пол, — это первые паттерны насильного кормления, которые потом могут стать проблемой.

Пусть ваш ребенок ест все сам. Главное — дать ему взаимодействовать с едой, чтобы он понял, что это такое. Ему пока рано объяснять, что можно, а что нельзя. Если он в 2-3 года будет размазывать еду по тарелке руками — ему, конечно, нужно дать понять, что так не принято, это нехорошо. К этому возрасту дети уже знают, что есть надо ложкой, за столом, что существует некий распорядок, которого следует придерживаться. В полгода малыш этого еще не поймет, ему нужно дать наиграться с едой, извозиться в ней. Параллельно, конечно, вы можете кормить его ложкой, чтобы он не остался голодным. Совмещайте полезное с приятным.

Как накормить малоежку: возможные проблемы

  • Эта мысль может показаться вам необычной, но это так: человек взаимодействует с едой как с человеком. Когда маленький ребенок злится на свою маму и хочет ей это показать, он выплевывает еду, которую она ему дает. Более взрослый ребенок, к примеру, сказал бы маме: «Мне не нравится, что ты уходишь на работу, я бы хотел, чтобы ты чаще проводила время со мной». Но двухлетний малыш так сказать еще не может, и он показывает недовольство при помощи еды. Это важно понимать и не запихивать в малыша еду насильно.
  • Некоторые мамы категорически запрещают своим детям сладкое. Но ведь вы не убережете от этого ребенка, рано или поздно его кто-то угостит шоколадкой — в детском саду, в школе. Сладкое из рациона малыша исключать не надо, иначе, когда у ребенка появятся первые карманные деньги, он будет ходить в магазины и все их тратить на конфеты и шоколадные батончики. И ничего хорошего про маму он потом не скажет, наоборот, будет жаловаться: «Моя мама запрещала мне есть шоколад». Тем не менее, сладкое, конечно, должно присутствовать в жизни ребенка в ограниченных количествах.
  • Есть такие мамы, которые утверждают, что у ребенка аллергия на огромное количество продуктов, но при этом не ведут его сдавать анализы. Откуда же вы знаете, почему у малыша появляется сыпь? В результате мама кормит трехлетнего ребенка только котлетами из индейки и гречкой, а витамины дает ему в капсулах насильно. У такого ребенка весь процесс еды будет связан с чем-то очень неприятным. Кстати, это значит, что у самой мамы есть определенные расстройства пищевого поведения. И у ребенка они тоже появятся. Неудивительно, если уже в 3 года он начнет выплевывать все, что мама ему дает.
  • Вообще, если мама переживает, что ее ребенок плохо ест, то это значит, что тревога кроется в ней самой. Это ей нужно пойти к психологу и разобраться со своими ограничениями. Скорее всего, она испытывает тревогу по отношению к еде, не принимает свое тело — например, постоянно заботится о фигуре и боится «потолстеть из-за ребенка». Маме нужно успокоиться и нести волну здорового оптимизма в мир ребенка, и тогда малыш под эту волну подстроится.

Переход с детского стола на взрослый: никакой спешки

Переход с детского стола на взрослый — один из самых сложных переходов, и он должен быть идеально плавным. В этот момент закладывается большое количество пищевых расстройств. Например, если ребенок ест хаотично, от случая к случаю, и у него нет никакого рациона и понятия о полезном и вредном — это закладывает его будущую неспособность справляться с рамками и разными «надо».

К 2-3 годам у малыша должно быть регулярное питание – завтрак, обед и ужин плюс пара перекусов. В идеале он не должен бояться никакого вида еды, а, наоборот, должен испытывать интерес ко всем видам продуктов. И тогда он сможет сам понять, от чего ему плохо, а от чего хорошо, что ему полезно, а что нет, он сможет «выстраивать отношения» с едой и со своим телом, не ориентируясь на стереотипы.

Share on telegram
Share on vk
Share on whatsapp
Share on odnoklassniki
Share on facebook

Оставить комментарий