«Многодетным — особая забота». Какие категории семей получают бесплатную помощь в Москве
Замруководителя Департамента труда и соцзащиты населения Москвы Екатерина Бербер: "За последнее десятилетие многодетных семей в столице стало больше в 2,5 раза. Они с большим вниманием относятся к воспитанию детей, зачастую такие семьи становятся примерами для подражания".
Бывают ситуации, когда семьям с детьми оказывается нужна поддержка со стороны. К примеру, если семья — многодетная, а основной кормилец лишился работы. Или у пары в жизни — черная полоса, и они не знают, кого попросить о помощи. В такой ситуации может оказаться каждый. Некому посидеть с детьми и нет денег на няню, проблемы с поиском работы, болезнь близких. Государство оказывает таким семьям поддержку — как на уровне страны, так и на уровне региона или города.
Вот какие категории семей имеют право на помощь в России:
многодетные семьи;
малоимущие граждане;
люди в сложной ситуации;
одинокие родители с малолетними детьми;
семьи с детьми-инвалидами.
Какую поддержку могут получить семьи с детьми в Москве? Об этом мы узнали у заместителя руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Екатерины Бербер.
Екатерина Владимировна, вы организуете работу по оказанию адресной социальной помощи семьям с детьми. Какую поддержку получают многодетные семьи Москвы?
Многодетным семьям Москвы – особая забота. Их в столице уже более 160 тысяч. За последнее десятилетие таких семей стало больше в 2,5 раза. И вместе с количеством повышается престиж многодетных семей. Они с большим вниманием относятся к воспитанию детей, зачастую такие семьи становятся примерами для подражания.
Важную роль играет организация «Объединение многодетных семей города Москвы». Она помогает узнать обо всех льготах и выплатах, получить консультации, адресную и юридическую помощь, принять участие в конкурсах, концертах, выставках и творческих проектах.
Для многодетных семей предусмотрен большой комплекс денежных выплат и других мер поддержки. Они получают скидки на оплату жилья и услуг ЖКХ от 30 до 50% – размер зависит от количества детей.
Каждый год многодетным семьям предоставляют 10,5 тысячи рублей на покупку школьной формы для каждого ребенка, а также бесплатное двухразовое питание в школе.
Кроме того, детям до семи лет положены молочные продукты, а до достижения совершеннолетия — бесплатные лекарства.
Семьям с 10 и более детьми к Международному Дню семьи дают выплату в размере 21,1 тысячи рублей. Ко Дню знаний – 31,6 тысячи.
Также многодетные пользуются правом на бесплатную парковку и бесплатный проезд по социальной карте для всех детей и одного из родителей. В 2020 году получить эти льготы стало проще. Теперь статус многодетной семьи можно оформить онлайн – через портал mos.ru.
Пособия и льготы выплачивают как на федеральном, так и на региональном уровне
Какую поддержку могут получить малоимущие семьи в столице?
Стандартная помощь всем малообеспеченным в Москве – это социальная поддержка и другие льготы. А также прямые денежные выплаты, доплаты, субсидии. Решение об оказании адресной социальной помощи принимается комиссиями, которые работают в каждом районе города.
За счет средств городского бюджета мы реализуем комплекс мер. Это выплаты в виде пособий и компенсации. Например, в связи с беременностью и родами, при рождении ребенка и так далее. Предоставляются бесплатные социальные, образовательные, медицинские услуги, школьное питание, оздоровительные мероприятия, льготы и адресная помощь.
Родители детей с инвалидностью часто не знают, куда обращаться за помощью и на что им можно рассчитывать.
Семья, в которой воспитывается ребенок-инвалид, ежемесячно получает доплату к пенсии до городского социального стандарта в сумме 19,5 тысяч рублей.
Кроме того, неработающие родители могут получить ежемесячную компенсацию по уходу за ребенком с инвалидностью в размере 12 672 рублей.
Право на эту компенсацию также предоставляется матерям и отцам одиночкам, вдовам и разведенным, многодетным, приемным родителям и опекунам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до 23 лет. Подробнее узнать о выплатах и о способах их оформления можно на сайте.
“Важно не только финансово поддержать семьи, где есть ребенок с инвалидностью, но и дать таким детям возможность для развития, организовать их досуг и поддержать в творческих начинаниях”.
Есть ли какие-то конкретные истории помощи семьям с особыми детьми, которые запомнились?
Важно не только финансово поддержать семьи, где есть ребенок с инвалидностью, но и дать таким детям возможность для развития, организовать их досуг и поддержать в творческих начинаниях.
В прошлом году в семейный центр «Западное Дегунино» обратилась мама подростка с инвалидностью. Просила помочь организовать совместный досуг. Ее сын потерял зрение в 3,5 месяца. Мальчик с 6 лет играет на фортепиано. Сам сочиняет музыку, побеждает в творческих проектах и конкурсах. И очень любит путешествовать. Специалисты помогли организовать для подростка автобусные экскурсии по русским городам, мальчик посетил многие спектакли в столичных театрах. Это вдохновляющий опыт не только для мамы и ребенка, но и для нас.
Есть ли у Департамента новые проекты, связанные с заботой о семьях?
Одна из главных целей, для достижения которой уже проведена большая работа, – решение проблемы сиротства. Нам важно, чтобы каждый ребенок, который остался без попечения родителей, смог обрести любящую семью.
Совсем недавно начал работу портал для будущих приемных родителей «Моя новая семья». Здесь можно найти самую важную информацию о формах семейного устройства детей и мерах поддержки приемных родителей, узнать о работе всех центров содействия семейному воспитанию и о школах приемных родителей, получить советы.
Важно, чтобы люди, которые готовы сделать такой важный шаг и подарить ребенку семью, знали: город готов поддержать их и создать все нужные условия. Благодаря порталу гораздо больше людей получат нужную информацию. А родители и дети смогут быстрее найти друг друга.
Также в этом году стартовал проект наставничества «Давай друЖИТЬ!». Он сразу нашел большой отклик среди москвичей. Любой неравнодушный человек может стать старшим другом для детей-сирот и подростков, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Москвичи посвящают им свое время, проводят мастер-классы, экскурсии и лекции. Можно рассказать ребятам о своей профессии или помочь им освоить новые навыки. Например, обучить искусству фотографии, рисования или кулинарии, открыть секреты фокусников. А главное – подать ребятам хороший и вдохновляющий пример. Они очень ждут встреч со своими наставниками.
Присоединиться к проекту и сделать счастливее ребенка, который столкнулся с трудной жизненной ситуацией, можно на сайте «Москва – добрый город».
Психобиодинамика для беременных: «Будущая мама ощущает такую легкость, будто у нее нет живота»
В известном фильме «Чего ждать, когда ждешь ребенка» с юмором показана ситуация, которую мы часто наблюдаем в жизни. Две родственницы забеременели примерно в одно время. И вот, одна с удовольствием плавает в бассейне, занимается йогой и наслаждается жизнью. А другая страдает то от токсикоза, то от одышки, то от больной спины. Одна рожает в течение часа, другая проводит в родах сутки. Состояние беременности все переживают по-разному. И, конечно, многие из нас больше похожи на вторую героиню, чем на первую. Однако в наших силах — максимально облегчить свое состояние во время беременности и даже получать от него удовольствие.
Как этого добиться, нам рассказал психолог и доктор остеопатии Михаил Львович Долгинов. Он разработал собственный авторский метод работы с пациентами под названием психобиодинамика.
Наше «объемное и целостное» здоровье или что такое психобиодинамика
В чем заключается метод психобиодинамики? В том, что я работаю с организмом человека как с единством. То есть, с единством его ментальной деятельности (жизни ума), психологического состояния и состояния тела. Это подход с трех сторон.
Как это происходит? Возьмем для примера работу с осанкой. Обычно с ней работают просто как с позой тела. Но мы смотрим на то, что помогает этой позе тела сформироваться. Ведь на осанку влияют и качество ментальной деятельности (состояние ума), и внутреннее состояние человека(психологический баланс), и состояние его тела. Если в теле скапливается напряжение, это ведет к гипертонусу скелетно-мышечной системы и дисбалансу других органов и систем. Если человек находится в хроническом стрессе, то его грудная клетка закрыта. Она не может вдохнуть полостью, и человек живет «на выдохе», страдая от гипоксии. Это сказывается на осанке.
Результат стресса всегда есть в теле. И он очевиден для телесно-ориентированного специалиста. Тело так устроено — оно «проявляет» нашу внутреннюю жизнь. Это и есть психосоматический рефлекс — когда тело реализует, доводя до физического плана, наши внутренние задачи. В том числе, оно выражает наше напряжение. Если есть внутреннее напряжение — значит, и тело напряжено.
А я умею это напряжение снять. Помочь телу, уму и сердцу освободиться от тяжести. Собраться в лучшем, более свободном и сбалансированном состоянии. Тогда всему единому и целостному организму становится легче.
А дальше эта сложная система под названием «человек» начинает сама «собираться своедино», синхронизирует свои внутренние ритмы. Мы помогаем этим процессам в начале, но затем они идут самостоятельно. Вообще, есть правило у остеопатов: сделай на 60% и отпусти. Доверь дальнейшее саморегуляции живого организма. Мы всегда с ней в контакте и в диалоге работаем.
Боли в спине у беременной
Чем больше живот у беременной, тем больше идет нагрузка на поясницу, тем больше тело смещается вперед. Это простые законы физики работают. Передняя часть тела всё больше «перевешивает» заднюю. Возникает такое «падение вперед», которое компенсируется за счет напряжения разных групп мышц. и, прежде всего, поясничного отдела. Но эту нагрузку можно минимизировать.
После моей работы весь живот, включая и ребеночка внутри, освобождается от накопившегося в тканях напряжения, расслабляется. Начинают свободнее дышать все его ткани. И главное — становится легче, свободнее и мягче там внутри располагаться малышу.
Разница для него бывает примерно такая, как лежать в зажатом положении на камнях или свободно расположиться на мягкой перинке.
И когда ко мне на сеанс приходят беременные женщины, то всегда происходит одна и та же интересная вещь. Будущая мама встает после сеанса с кушетки и начинает автоматически искать руками свой живот. Его состояние настолько меняется, что в привычных ее ощущениях он совершенно исчезает! Только что он был, она его чувствовала спереди тяжелым, надутым и немножко тянущим вниз.
И вдруг он стал на удивление легким и свободным.
Другие причины дискомфорта у беременной
Вообще, причин дискомфорта у беременной может быть множество. Основные причины чрезмерной нагрузки на организм можно разделить на три уровня. Мысли бывают тяжелые. И внутреннее состояние не легче. Да и само тело человек часто перегружает, не умея его слушать.
В частности, беременные женщины порой подвержены влиянию со всех трех сторон. И мысли разные их пугают, и внутренне они находятся в состоянии стресса. И с телом часто не в достаточном контакте, диалоге находятся. Моя задача — во всем этом разобраться и помочь двум людям — будущей маме и малышу в ее животе. Чтобы легче и радостнее стало у будущей мамы на душе. И чтобы собраннее, свободнее и энергичнее стало тело.
Также навыки остеопатической работы дают возможность непосредственно работать через ткани живота мамы с ребеночком внутри. Один из моих сертификатов — по остеопатической работе с беременными и новорожденным. В процессе получения остеопатического образования я проходил дополнительный курс, где нас обучали этому французские остеопаты с мировой известностью.
Моя работа с ребенком внутри очень нежная и аккуратная. Выглядит и ощущается она как искусство легких прикосновений с удивительным по силе жизни в нем результатом.
Дискомфорт во время беременности
С какими еще запросами работает психобиодинамика?
Я по одному из своих образований доктор остеопатии. А остеопатов чаще всего представляют почему-то как тех, кто лечит кости.
Что-то вроде костоправов. И обращаются, когда есть проблемы, например, со спиной. На самом деле, остеопатия объемно и целостно занимается всем единством живого организма, в том числе, всеми его внутренними органами и системами.
Конечно, я владею и всеми техниками из арсенала мануальных терапевтов и костоправов. Кстати, с беременными эти так называемые прямые техники применять не рекомендуется. Есть значительно более мягкие и совсем не травматичные, в отличие от первых, способы работы руками. Однако ко мне можно обращаться в любых ситуациях, связанных со здоровьем.
По другому образованию я психолог. Восстановление психологического баланса я считаю частью помощи единому организму.
Здесь я работаю и с внутренним состоянием, и с качеством ментальной деятельности. Разве можно помочь телу человека, если весь его организм находится в состоянии хронического стресса? Нет. Сначала надо из стресса вывести, дать человеку почувствовать себя в своем теле и в своей жизни дома «в своей тарелке», как говорится. Расслабиться, раскрыться, и задышать спокойнее. Почувствовать, что все хорошо, и ничего лично ему не угрожает. Эту задачу мы успешно решаем.
Сколько сеансов нужно, чтобы почувствовать желанную легкость?
Каждый сеанс, можно так сказать, самодостаточный. На каждом я стараюсь сделать максимум возможного. Но надо понимать: то, напряжение, которое организм человека копил долгое время, не вывести за 40 минут. Никакой организм не выдержит таких резких изменений. Саморегуляция, его «внутренний врач», как ее называют остеопаты, просто не позволит этого сделать. А мы с этим внутренним врачом всегда работаем только вместе и в полном контакте.
Тем не менее, каждый раз мы делаем все на сейчас возможное для освобождения и восстановления баланса. Человек всегда чувствует, что ему стало легче и свободнее. При этом часть приема, как правило, посвящена обучающей работе. Мне важно, чтобы человек сам научился поддерживать свой баланс.
Замечу здесь, что гигиена нужна не только тогда, когда речь идет о питании. Также, особенно в трудные времена, для поддержания себя в здоровом, конструктивном и творческом состоянии, нужны гигиена мышления и гигиена внутренних состояний. Я стараюсь помочь пациенту научиться более качественно работать со своим мышлением. Не думать тех мыслей, от которых привычно перегружается и перестает хорошо работать голова. Научиться быстрее выходить из тех внутренних состояний, в которых он на самом деле не живет, но которые бессмысленно пережигают остатки его ценнейшей для жизни психической энергии.
Групповые занятия по психобиодинамике — что это такое?
Такие занятия будут интересны и полезны тем, кто хочет научиться самостоятельно работать над улучшением качества своего баланса.
Баланса между ментальной деятельностью, психологическим состоянием и кинестетическим чувством тела. На языке науки он называется балансом ментально-психо-соматического единства организма. Что, в том числе, проявится и в красивой осанке.
Самое, пожалуй, удивительное и интересное, чему мы учимся на практике — работа собственным состоянием.
Дело в том, что, благодаря влиянию силы своего внутреннего сбалансированного состояния и настройке качественного контакта, мы можем привнести баланс и в ту среду или тому объекту, с которыми взаимодействуем.
Притча о китайском «вызывателе дождя»
Об этом писал и Юнг в одной из своих книг, приводя узнанную им историю о китайском «вызывателе дождя». История такова. В одном китайском селении была засуха, которая длилась несколько лет. Жители узнали, что где-то есть старик, которого называют вызывателем дождя. Поехали за ним, уговорили и привезли. Он попросил предоставить ему тихую хижину на краю селения, миску риса в день и довольно большую по тем меркам сумму денег за результат. После чего ушел к себе и укрылся на несколько дней в хижине. А потом собрались тучи и грянул долгожданный ливень.
Все стали приставать к старцу с вопросами, как ему удалось совершить такое чудо и вызвать дождь на их иссохшие поля.
Он ответил им: «Я старый человек — посмотрите на меня. Разве я похож на того, кто управляет стихиями? Но я могу управлять своим внутренним состоянием и достиг в этом мастерства. Я приехал к вам в привычном мне состоянии баланса. И тут у вас сразу почувствовал себя не в норме. Несколько дней у меня ушли на то, чтобы привести себя в состояние известной мне энергетической и физической нормы. И как только я снова был в порядке, здесь пошел дождь. Потому, что это тоже была норма для вашей земли и вашей природы.
Такую крупную сумму я запросил потому, что человек я уже не молодой. Это большая нагрузка для меня: снова столько времени трудиться над давно решенной во внутреннем мире задачей — привести себя в простое состояние нормы».
То есть, зная собственное состояние баланса , передаешь это состояние другому живому организму или явлению напрямую. Этим мы на практике и на наших семинарах/вебинарах и занимаемся.
Секреты психолога: как найти контакт с ребенком
Вы чувствуете, что ваш ребенок чем-то обеспокоен или опечален и не знаете, как начать с ним разговор? Американский детский психолог Кеннет Бэриш советует рассказать малышу личную историю.
«Как детский психолог я советую родителям говорить со своими детьми о собственном опыте, — отмечает Бэриш. — Особенно хорошо это действует, когда дети переживают, в чем-то разочаровываются или грустят. Личные истории полезны, например, когда ребенок беспокоится о своем первом дне в школе или летнем лагере. Тогда, когда он рассорился с другом, или когда в семье кто-то умер».
Рассказывать детям личные истории — важная практика во многих культурах. Часто это рассказы об опасностях, которых следует избегать, или о чьих-то достоинствах, которыми стоит восхищаться.
“Я не хочу, чтобы младший брат спал в моей комнате”
«Я осознал ценность личных историй, когда нашей дочери Рэйчел еще не исполнилось 3 лет, а у нас родился сын Дэн, — рассказывает психолог. — Малыш несколько месяцев спал в люльке в нашей спальне. Потом пришло время ему делить комнату с сестрой. До этого Рэйчел, казалось, была довольна своей новой ролью старшей сестры и не проявляла особой ревности. Но в ту ночь, ложась спать, она сказала мне: “Я не хочу, чтобы младший брат спал в моей комнате”.
Я подумал, что эту проблему легко решить. Я сказал Рэйчел, что понимаю ее чувства. Сейчас мы не можем уделять ей столько внимания, сколько до рождения ребенка. Эта комната раньше принадлежала только ей, а теперь нет. Рейчел спокойно выслушала мои рассуждения. Когда я закончил, она ответила: «“Я по-прежнему не хочу, чтобы младший брат спал в моей комнате”».
И вот здесь, по словам Бэриша, ему помогла личная история. Он рассказал дочке о том, как в детстве спал в одной комнате со своими двумя братьями. Девочка слушала с большим вниманием, быстро успокоилась и заснула. А затем в течение нескольких месяцев просила папу перед сном рассказать ей о том, как он был маленьким мальчиком и жил вместе с дядей Бобом и дядей Стивом. Это было что-то вроде сказки на ночь. И, конечно, Рейчел согласилась делить комнату с братишкой.
«Именно этот разговор я часто имею в виду, когда рассказываю, как помочь детям справиться с трудностями взросления, — подчеркивает Бэриш. — Им очень полезно знать: мы понимаем, что они чувствуют, потому что у нас тоже были эти чувства. Мы должны донести до своих детей, что тоже страдали от разочарований, обиды или отчаяния. Затем мы можем поговорить с ними о том, как мы все это преодолели. И сказать им, что они тоже обязательно все преодолеют».
Как это сделать?
Например, вы можете сказать: «Да, я знаю, как это неприятно, когда другие дети не берут тебя в игру. Я тоже расстраивался и злился, когда со мной такое случалось». Многие малыши реагируют на эти утверждения с удивлением: «Неужели у тебя тоже так было!?» Ну, конечно, было. Такое случается почти со всеми.
Другие ученые также подчеркивают важность личных историй в сфере воспитания детей. Психологи Маршалл Дьюк и Робин Фивуш вместе со своими коллегами из Университета Эмори в Атланте опубликовали научную работу на эту тему. В процессе исследований маленькие респонденты отвечали на ряд вопросов. Таких как: «Вы знаете, как познакомились ваши родители?» и «Вы знаете, где выросли ваши бабушки и дедушки?». Выяснилось, что дети, которые знают историю своей семьи, чувствуют себя более уверенно и отличаются более позитивным взглядом на мир.
«По моему опыту, для родителя (или детского терапевта) просто нет лучшего способа привлечь внимание маленького ребенка и оказать ему эмоциональную поддержку, чем поделиться личной историей», — делает вывод Бэриш.