Какие профессии чаще всего выбирают мамы, которые учатся в декрете
Первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Александра Александрова - о том, как женщины в декрете получают бесплатное образование. Как выяснилось, мамы с детьми могут выбрать обучение по одной из более 800 программ по 50 специальностям.
Любая мама, которая сидит дома с маленьким ребенком, скажет: это не проще, а, возможно, даже сложнее, чем ходить на работу. Все ваше время в декрете принадлежит малышу, и остальные важные занятия вы откладываете «на потом». Однако вам по-прежнему нужна и профессиональная реализация, и живое общение. А еще — ощущение того, что ваши знания и после декрета будут востребованы.
Именно для таких мам в нашей стране создана специальная программа в рамках национального проекта «Демография». Ее участницы могут бесплатно обучиться новой профессии или повысить свою квалификацию — при желании, не выходя из дома. Чтобы получить такую возможность, вам достаточно входить в одну из двух групп:
Официально трудоустроенные мамы, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет;
Неработающие мамы, воспитывающих детей в возрасте до семи лет.
Насколько востребованной оказалась эта программа, мы узнали у Первого заместителя руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Александры Борисовны Александровой.
Первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
Александра Александрова
С начала 2020 года около 4 тысяч мам с детьми обратились в Центр занятости населения за получением новой профессии или повышением квалификации. Самыми востребованными стали курсы по специальностям, в которых возможна удаленная работа. Это веб-дизайн, разработка сайтов, мобильных приложений, SMM, PR, копирайтинг.
Александра Борисовна, расскажите, пожалуйста, подробнее о том, какое образование могут получить мамы в декрете
В центре занятости населения «Моя работа» мамы с детьми дошкольного возраста могут самостоятельно выбрать одну из более 800 программ по 50 специальностям. Обучение проходит на базе ведущих вузов и колледжей Москвы в разных формах: очной, очно-заочной и дистанционной.
Программа может длиться от 16 до 502 часов. Это зависит от выбранной специальности и формы обучения.
Большая часть программ предназначена для женщин со средним специальным или высшим образованием. Но есть программы и для тех, кто окончил только школу.
Насколько активно мамы пользуются предоставленной возможностью?
С начала 2020 года около 4 тысяч мам с детьми дошкольного возраста обратились в Центр занятости населения за получением новой профессии или повышением квалификации.
Самыми востребованными стали курсы по специальностям, в которых возможна удаленная работа. Это веб-дизайн, разработка сайтов, мобильных приложений, SMM, PR, копирайтинг.
Всегда высоким спросом пользуются профессии, связанные с управлением в сфере экономики и финансов. Самые популярные направления — «Управление закупками» и «Бухгалтерский учет».
Для получения навыков в области логистики, складского учета и управления перевозками можно пройти курсы обучения соответствующим программам «1С».
Среди востребованных офисных специальностей: оператор кол-центра, кадровый менеджер, маркетолог.
Кроме того, в центре «Моя работа» можно пройти обучение в области современной педагогики. Это нейроразвивающее консультирование детей и подростков, психология развития школьника в цифровую эпоху, техника быстрого чтения, финансовая грамотность, нейрологопедия, актуальные методы и подходы воспитания в зависимости от пола ребенка, разработка онлайн-курсов.
Многие ли доходят до конца? Все-таки уход за ребенком требует времени, и на что-то другое сил уже может не хватить.
По статистике 99% женщин, которые приступили к обучению в декрете, получают новую профессию или повышение квалификации.
Как повлияла пандемия на количество желающих получить образование?
Длительный период самоизоляции мотивировал учиться многих москвичей. Выросла и популярность онлайн-обучения у мам в декрете. На сайте https://czn.mos.ru/ стремительно выросло число переходов на страницу с подачей онлайн-заявки на прохождение обучения. В апреле и мае 2020 года эту страницу посетило более 97 тысяч пользователей.
Самыми популярными стали курсы по цифровым специальностям. Это, в первую очередь, веб-дизайн, разработка сайтов, мобильных приложений и SMM. Женщины рассматривали их как возможность получить профессию, которая даже в кризис будет востребована.
На ваш взгляд, насколько актуальной оказалась эта программа?
Я считаю, что она очень актуальна. Мамы во время декрета часто выпадают из профессиональной жизни. Именно поэтому кому-то бывает тяжело вернуться к прежней работе и влиться в процесс. Ну а кто-то хочет полностью поменять сферу деятельности или построить карьеру с нуля, не имея профессионального опыта. А так, мамы инвестируют свое время в получение знаний, навыков и компетенций. Это даст им возможность найти новую работу, либо не отстать от коллег и работать наравне с ними после выхода из декрета.
Психобиодинамика для беременных: «Будущая мама ощущает такую легкость, будто у нее нет живота»
В известном фильме «Чего ждать, когда ждешь ребенка» с юмором показана ситуация, которую мы часто наблюдаем в жизни. Две родственницы забеременели примерно в одно время. И вот, одна с удовольствием плавает в бассейне, занимается йогой и наслаждается жизнью. А другая страдает то от токсикоза, то от одышки, то от больной спины. Одна рожает в течение часа, другая проводит в родах сутки. Состояние беременности все переживают по-разному. И, конечно, многие из нас больше похожи на вторую героиню, чем на первую. Однако в наших силах — максимально облегчить свое состояние во время беременности и даже получать от него удовольствие.
Как этого добиться, нам рассказал психолог и доктор остеопатии Михаил Львович Долгинов. Он разработал собственный авторский метод работы с пациентами под названием психобиодинамика.
Наше «объемное и целостное» здоровье или что такое психобиодинамика
В чем заключается метод психобиодинамики? В том, что я работаю с организмом человека как с единством. То есть, с единством его ментальной деятельности (жизни ума), психологического состояния и состояния тела. Это подход с трех сторон.
Как это происходит? Возьмем для примера работу с осанкой. Обычно с ней работают просто как с позой тела. Но мы смотрим на то, что помогает этой позе тела сформироваться. Ведь на осанку влияют и качество ментальной деятельности (состояние ума), и внутреннее состояние человека(психологический баланс), и состояние его тела. Если в теле скапливается напряжение, это ведет к гипертонусу скелетно-мышечной системы и дисбалансу других органов и систем. Если человек находится в хроническом стрессе, то его грудная клетка закрыта. Она не может вдохнуть полостью, и человек живет «на выдохе», страдая от гипоксии. Это сказывается на осанке.
Результат стресса всегда есть в теле. И он очевиден для телесно-ориентированного специалиста. Тело так устроено — оно «проявляет» нашу внутреннюю жизнь. Это и есть психосоматический рефлекс — когда тело реализует, доводя до физического плана, наши внутренние задачи. В том числе, оно выражает наше напряжение. Если есть внутреннее напряжение — значит, и тело напряжено.
А я умею это напряжение снять. Помочь телу, уму и сердцу освободиться от тяжести. Собраться в лучшем, более свободном и сбалансированном состоянии. Тогда всему единому и целостному организму становится легче.
А дальше эта сложная система под названием «человек» начинает сама «собираться своедино», синхронизирует свои внутренние ритмы. Мы помогаем этим процессам в начале, но затем они идут самостоятельно. Вообще, есть правило у остеопатов: сделай на 60% и отпусти. Доверь дальнейшее саморегуляции живого организма. Мы всегда с ней в контакте и в диалоге работаем.
Боли в спине у беременной
Чем больше живот у беременной, тем больше идет нагрузка на поясницу, тем больше тело смещается вперед. Это простые законы физики работают. Передняя часть тела всё больше «перевешивает» заднюю. Возникает такое «падение вперед», которое компенсируется за счет напряжения разных групп мышц. и, прежде всего, поясничного отдела. Но эту нагрузку можно минимизировать.
После моей работы весь живот, включая и ребеночка внутри, освобождается от накопившегося в тканях напряжения, расслабляется. Начинают свободнее дышать все его ткани. И главное — становится легче, свободнее и мягче там внутри располагаться малышу.
Разница для него бывает примерно такая, как лежать в зажатом положении на камнях или свободно расположиться на мягкой перинке.
И когда ко мне на сеанс приходят беременные женщины, то всегда происходит одна и та же интересная вещь. Будущая мама встает после сеанса с кушетки и начинает автоматически искать руками свой живот. Его состояние настолько меняется, что в привычных ее ощущениях он совершенно исчезает! Только что он был, она его чувствовала спереди тяжелым, надутым и немножко тянущим вниз.
И вдруг он стал на удивление легким и свободным.
Другие причины дискомфорта у беременной
Вообще, причин дискомфорта у беременной может быть множество. Основные причины чрезмерной нагрузки на организм можно разделить на три уровня. Мысли бывают тяжелые. И внутреннее состояние не легче. Да и само тело человек часто перегружает, не умея его слушать.
В частности, беременные женщины порой подвержены влиянию со всех трех сторон. И мысли разные их пугают, и внутренне они находятся в состоянии стресса. И с телом часто не в достаточном контакте, диалоге находятся. Моя задача — во всем этом разобраться и помочь двум людям — будущей маме и малышу в ее животе. Чтобы легче и радостнее стало у будущей мамы на душе. И чтобы собраннее, свободнее и энергичнее стало тело.
Также навыки остеопатической работы дают возможность непосредственно работать через ткани живота мамы с ребеночком внутри. Один из моих сертификатов — по остеопатической работе с беременными и новорожденным. В процессе получения остеопатического образования я проходил дополнительный курс, где нас обучали этому французские остеопаты с мировой известностью.
Моя работа с ребенком внутри очень нежная и аккуратная. Выглядит и ощущается она как искусство легких прикосновений с удивительным по силе жизни в нем результатом.
Дискомфорт во время беременности
С какими еще запросами работает психобиодинамика?
Я по одному из своих образований доктор остеопатии. А остеопатов чаще всего представляют почему-то как тех, кто лечит кости.
Что-то вроде костоправов. И обращаются, когда есть проблемы, например, со спиной. На самом деле, остеопатия объемно и целостно занимается всем единством живого организма, в том числе, всеми его внутренними органами и системами.
Конечно, я владею и всеми техниками из арсенала мануальных терапевтов и костоправов. Кстати, с беременными эти так называемые прямые техники применять не рекомендуется. Есть значительно более мягкие и совсем не травматичные, в отличие от первых, способы работы руками. Однако ко мне можно обращаться в любых ситуациях, связанных со здоровьем.
По другому образованию я психолог. Восстановление психологического баланса я считаю частью помощи единому организму.
Здесь я работаю и с внутренним состоянием, и с качеством ментальной деятельности. Разве можно помочь телу человека, если весь его организм находится в состоянии хронического стресса? Нет. Сначала надо из стресса вывести, дать человеку почувствовать себя в своем теле и в своей жизни дома «в своей тарелке», как говорится. Расслабиться, раскрыться, и задышать спокойнее. Почувствовать, что все хорошо, и ничего лично ему не угрожает. Эту задачу мы успешно решаем.
Сколько сеансов нужно, чтобы почувствовать желанную легкость?
Каждый сеанс, можно так сказать, самодостаточный. На каждом я стараюсь сделать максимум возможного. Но надо понимать: то, напряжение, которое организм человека копил долгое время, не вывести за 40 минут. Никакой организм не выдержит таких резких изменений. Саморегуляция, его «внутренний врач», как ее называют остеопаты, просто не позволит этого сделать. А мы с этим внутренним врачом всегда работаем только вместе и в полном контакте.
Тем не менее, каждый раз мы делаем все на сейчас возможное для освобождения и восстановления баланса. Человек всегда чувствует, что ему стало легче и свободнее. При этом часть приема, как правило, посвящена обучающей работе. Мне важно, чтобы человек сам научился поддерживать свой баланс.
Замечу здесь, что гигиена нужна не только тогда, когда речь идет о питании. Также, особенно в трудные времена, для поддержания себя в здоровом, конструктивном и творческом состоянии, нужны гигиена мышления и гигиена внутренних состояний. Я стараюсь помочь пациенту научиться более качественно работать со своим мышлением. Не думать тех мыслей, от которых привычно перегружается и перестает хорошо работать голова. Научиться быстрее выходить из тех внутренних состояний, в которых он на самом деле не живет, но которые бессмысленно пережигают остатки его ценнейшей для жизни психической энергии.
Групповые занятия по психобиодинамике — что это такое?
Такие занятия будут интересны и полезны тем, кто хочет научиться самостоятельно работать над улучшением качества своего баланса.
Баланса между ментальной деятельностью, психологическим состоянием и кинестетическим чувством тела. На языке науки он называется балансом ментально-психо-соматического единства организма. Что, в том числе, проявится и в красивой осанке.
Самое, пожалуй, удивительное и интересное, чему мы учимся на практике — работа собственным состоянием.
Дело в том, что, благодаря влиянию силы своего внутреннего сбалансированного состояния и настройке качественного контакта, мы можем привнести баланс и в ту среду или тому объекту, с которыми взаимодействуем.
Притча о китайском «вызывателе дождя»
Об этом писал и Юнг в одной из своих книг, приводя узнанную им историю о китайском «вызывателе дождя». История такова. В одном китайском селении была засуха, которая длилась несколько лет. Жители узнали, что где-то есть старик, которого называют вызывателем дождя. Поехали за ним, уговорили и привезли. Он попросил предоставить ему тихую хижину на краю селения, миску риса в день и довольно большую по тем меркам сумму денег за результат. После чего ушел к себе и укрылся на несколько дней в хижине. А потом собрались тучи и грянул долгожданный ливень.
Все стали приставать к старцу с вопросами, как ему удалось совершить такое чудо и вызвать дождь на их иссохшие поля.
Он ответил им: «Я старый человек — посмотрите на меня. Разве я похож на того, кто управляет стихиями? Но я могу управлять своим внутренним состоянием и достиг в этом мастерства. Я приехал к вам в привычном мне состоянии баланса. И тут у вас сразу почувствовал себя не в норме. Несколько дней у меня ушли на то, чтобы привести себя в состояние известной мне энергетической и физической нормы. И как только я снова был в порядке, здесь пошел дождь. Потому, что это тоже была норма для вашей земли и вашей природы.
Такую крупную сумму я запросил потому, что человек я уже не молодой. Это большая нагрузка для меня: снова столько времени трудиться над давно решенной во внутреннем мире задачей — привести себя в простое состояние нормы».
То есть, зная собственное состояние баланса , передаешь это состояние другому живому организму или явлению напрямую. Этим мы на практике и на наших семинарах/вебинарах и занимаемся.
Секреты психолога: как найти контакт с ребенком
Вы чувствуете, что ваш ребенок чем-то обеспокоен или опечален и не знаете, как начать с ним разговор? Американский детский психолог Кеннет Бэриш советует рассказать малышу личную историю.
«Как детский психолог я советую родителям говорить со своими детьми о собственном опыте, — отмечает Бэриш. — Особенно хорошо это действует, когда дети переживают, в чем-то разочаровываются или грустят. Личные истории полезны, например, когда ребенок беспокоится о своем первом дне в школе или летнем лагере. Тогда, когда он рассорился с другом, или когда в семье кто-то умер».
Рассказывать детям личные истории — важная практика во многих культурах. Часто это рассказы об опасностях, которых следует избегать, или о чьих-то достоинствах, которыми стоит восхищаться.
“Я не хочу, чтобы младший брат спал в моей комнате”
«Я осознал ценность личных историй, когда нашей дочери Рэйчел еще не исполнилось 3 лет, а у нас родился сын Дэн, — рассказывает психолог. — Малыш несколько месяцев спал в люльке в нашей спальне. Потом пришло время ему делить комнату с сестрой. До этого Рэйчел, казалось, была довольна своей новой ролью старшей сестры и не проявляла особой ревности. Но в ту ночь, ложась спать, она сказала мне: “Я не хочу, чтобы младший брат спал в моей комнате”.
Я подумал, что эту проблему легко решить. Я сказал Рэйчел, что понимаю ее чувства. Сейчас мы не можем уделять ей столько внимания, сколько до рождения ребенка. Эта комната раньше принадлежала только ей, а теперь нет. Рейчел спокойно выслушала мои рассуждения. Когда я закончил, она ответила: «“Я по-прежнему не хочу, чтобы младший брат спал в моей комнате”».
И вот здесь, по словам Бэриша, ему помогла личная история. Он рассказал дочке о том, как в детстве спал в одной комнате со своими двумя братьями. Девочка слушала с большим вниманием, быстро успокоилась и заснула. А затем в течение нескольких месяцев просила папу перед сном рассказать ей о том, как он был маленьким мальчиком и жил вместе с дядей Бобом и дядей Стивом. Это было что-то вроде сказки на ночь. И, конечно, Рейчел согласилась делить комнату с братишкой.
«Именно этот разговор я часто имею в виду, когда рассказываю, как помочь детям справиться с трудностями взросления, — подчеркивает Бэриш. — Им очень полезно знать: мы понимаем, что они чувствуют, потому что у нас тоже были эти чувства. Мы должны донести до своих детей, что тоже страдали от разочарований, обиды или отчаяния. Затем мы можем поговорить с ними о том, как мы все это преодолели. И сказать им, что они тоже обязательно все преодолеют».
Как это сделать?
Например, вы можете сказать: «Да, я знаю, как это неприятно, когда другие дети не берут тебя в игру. Я тоже расстраивался и злился, когда со мной такое случалось». Многие малыши реагируют на эти утверждения с удивлением: «Неужели у тебя тоже так было!?» Ну, конечно, было. Такое случается почти со всеми.
Другие ученые также подчеркивают важность личных историй в сфере воспитания детей. Психологи Маршалл Дьюк и Робин Фивуш вместе со своими коллегами из Университета Эмори в Атланте опубликовали научную работу на эту тему. В процессе исследований маленькие респонденты отвечали на ряд вопросов. Таких как: «Вы знаете, как познакомились ваши родители?» и «Вы знаете, где выросли ваши бабушки и дедушки?». Выяснилось, что дети, которые знают историю своей семьи, чувствуют себя более уверенно и отличаются более позитивным взглядом на мир.
«По моему опыту, для родителя (или детского терапевта) просто нет лучшего способа привлечь внимание маленького ребенка и оказать ему эмоциональную поддержку, чем поделиться личной историей», — делает вывод Бэриш.